Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

РФ фиксирует скидку на Urals, но не для всех нефтяных налогов, ограничив восполнение бюджета

МОСКВА, 15 фев (Рейтер) - Подготовленные правительством РФ поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие ограничение максимального дисконта при определении цены нефти Urals для расчета нефтяных налогов, будут действовать избирательно и лишь частично смогут помочь преодолению бюджетного дефицита, показали расчёты Рейтер.

Предложенные поправки затрагивают только половину налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти, оставляя без изменения нефтяную экспортную пошлину, в том числе её часть, включенную в НДПИ в рамках налогового манёвра.

Ещё одна значительная категория бюджетных трат - демпфирующая надбавка нефтяникам - снизится, но одновременно увеличатся выплаты по обратному акцизу на нефтяное сырье.

При этом часть демпферной компенсации потеряют сложные НПЗ, поставляющие топливо на внутренний рынок, а повышенная субсидия в виде обратного акциза на нефтяное сырье достанется всем заводам, включая те, которые не производят товарное топливо для отечественных потребителей.

Законопроект вводит предельное значение дисконта для средней цены Urals, используемой в нефтяных налогах, не ниже $34 за баррель от средней котировки североморского эталона Brent (North Sea Dated агентства Argus) в апреле с постепенным уменьшением до$25 с июля и в последующие месяцы.

Также вводится дисконтирование величины расчетной экспортной альтернативы, используемой при вычислении демпфирующей надбавки для дизтоплива, с апреля по декабрь 2023 года. Альтернатива будет уменьшаться на разность нефтяных котировок North Sea Dated (NSD) и Urals, но не более $10 за баррель ($73 за тонну).

Для бензинового демпфера с апреля по июнь вводится повышенный до $25 за баррель предельный дисконт против $20 за баррель, установленных в действующем Налоговом кодексе для всех месяцев с января 2023 года по декабрь 2025 года.

Новый режим налогообложения нефтеотрасли позволит получить в казну в 2023 году дополнительно более 600 миллиардов рублей и не отразится на объемах добычи нефти, сказал во вторник замминистра финансов Михаил Котюков.

Для вступления в силу с 1 апреля законопроект должен быть одобрен обеими палатами парламента и подписан президентом до конца февраля.

ЗАРАБОТОК НА ПРЕДЕЛЕ

Предельный дифференциал Urals - защита бюджета с апреля от возможных потерь в том случае, если дисконт Urals, публикуемый Argus, окажется больше установленных пределов.

Если дифференциал Urals, составляющий $34 в январе и феврале, останется таким же в последующие месяцы, тогда вводимый с июля фиксированный дифференциал в размере $25 за баррель сделает цену Urals для нефтяных налогов на $9 выше фактического уровня, что позволит бюджету с июля получать дополнительно свыше 90 миллиардов рублей в месяц - свыше 0,6 триллиона рублей в период с апреля по декабрь.

Однако новые правила - в рамках Налогового кодекса - определяют расчет цены Urals только в той «старой» части формулы НДПИ, которая действовала до начала налогового манёвра - перераспределения нефтяных сборов для постепенного обнуления экспортной пошлины. Последняя же рассчитывается по закону о таможенном тарифе, которого поправки о предельных дисконтах не коснулись.

Таким образом расчёт самой экспортной пошлины, а также той её части, которая включена в НДПИ (это около трети ставки налога), будет производиться по старой формуле, без корректировки дисконта Urals к Brent, ограничивая поступления в бюджет от налоговой новации.

Если бы предельный дисконт распространялся на весь НДПИ, эффект для бюджета в денежном выражении оказался бы значительнее в полтора раза - около 1 триллиона рублей за период с июля по декабрь (при текущих параметрах), показали расчёты Рейтер. А если бы новая формула включала и экспортную пошлину, то таможенные сборы за вывоз нефти в период с апреля по декабрь дополнительно принесли госказне около 26 миллиардов рублей (для январских значений Urals и курса доллара к рублю).

ДЕМПФЕР

Применение повышенного на $36,5 за тонну дифференциала в бензиновом демпфере снизит выплаты нефтяникам за поставки автобензина на внутренний рынок примерно на 2.100 рублей за тонну (при текущих параметрах) и принесет бюджету дополнительно 18 миллиардов за апрель-июнь.

Включение в формулу дизельного демпфера дифференциала в размере $73 за тонну снижает субсидию переработчикам за поставки дизтоплива на внутренний рынок примерно на 3.950 рублей за тонну, обеспечив бюджету дополнительно 150 миллиардов за период с апреля по декабрь.

АКЦИЗ НА НЕФТЬ

Помимо недополученных сборов из-за ограниченного применения предельного дисконта Urals бюджет должен будет увеличить выплаты нефтепереработчикам в рамках акциза на нефтяное сырье.

Акциз на нефтяное сырьё (обратный акциз) предназначен для восполнения нефтепереработчикам таможенной субсидии, исчезающей в рамках налогового маневра вслед за экспортной пошлиной, полностью перетекающей в НДПИ в 2024 году.

Если установленный предельный дисконт приведет к повышению средней цены нефти, акциз также возрастёт, поскольку правила расчета цены Urals и экспортной пошлины для вычисления налога определены в Налоговом кодексе, а не в законе о Таможенном тарифе.

Так, повышение цены Urals на $9 за баррель (при текущих прочих параметрах) дает рост экспортной пошлины в формуле АНС на $16,4 за тонну. В среднем АНС от расчетной пошлины возвращает переработчикам около 40%.

Исходя из ожидаемого объема переработки в 2023 году на уровне 250 миллионов тонн, бюджет может потратить на АНС дополнительно около 85 миллиардов рублей за апрель-декабрь с учетом надбавки к АНС в виде инвестиционного вычета (при текущих ценовых параметрах).

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку