Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия становится младшим партнером в лунной программе Китая

«Роскосмос»

Судьба российской космической программы повторяет ситуацию, в которой Россия оказалась на Земле. Потеряв западных партнеров и получив экономический удар, «Роскосмос» пытается пристроиться к Китаю.

Китаю же Россия может пригодиться скорее в политическом плане – для противостояния США при определении новых космических норм.

О планах совместного освоения Луны Пекин и Москва объявили еще до начала войны, в 2021 г. Но, как и в «наземной» политике, Китай здесь выглядит восходящей звездой, а Россия – закатывающейся, несмотря на десятилетия опыта и наработок.

«Россия – по-прежнему один из крупнейших игроков в космосе, но, если посмотреть на траекторию ее программы, мы увидим падение с точки зрения бюджета, персонала и функциональных возможностей», – описал в разговоре с Bloomberg российскую сторону партнерства Мариел Боровитц, эксперт по космической политике и доцент Технологического института Джорджии.

Хэ Цисон, профессор Восточно-китайского университета политических наук и права в Шанхае, противопоставил ей китайскую, чья космическая программа «в целом, догнала, если не перегнала российскую»:

Для сотрудничества, такого как совместные лунные исследования, символичность важнее, чем практическая ценность.

Китай уже более чем втрое обходит Россию по числу запущенных спутников, находящихся на земной орбите (541 против 172, по данным Союза неравнодушных ученых на 1 мая 2022 г.); при этом обе страны сильно отстают от США (3433).

На этой неделе гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов должен посетить Китай, но вряд ли стоит ожидать каких-то значимых подвижек в развитии сотрудничества, пишет Bloomberg. В декабре 2022 г. Борисов сообщил о подписании соглашения о совместных работах по Международной научной лунной станции (МНЛС); правда, в Пекине это не подтвердили, но китайские власти часто поступают подобным образом.

В чем Китаю нужна помощь России (опять же, как в «наземной» политике), так это в противостоянии США. Последние хотят доставить человека на Луну уже в 2025 г.; черновой план развития МНЛС предусматривает окончание ее строительства в 2035 г. Активизация лунной и марсианской программ ставят вопрос формирования международных норм по освоению более дальнего космоса.

Китай и Россия пригласили другие страны присоединиться к МНЛС, однако пока никто этого не сделал. В то же время, 23 страны подписали инициированные НАСА «Соглашения Артемиды» (международная договоренность, регулирующая принципы сотрудничества и гражданской деятельности по исследованию и использованию Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях). Среди них – Нигерия и Руанда, первые страны Африки, присоединившиеся к соглашению. Между тем, Пекин прилагает огромные усилия, чтобы обеспечить себе политическую поддержку африканских стран.

Даже при сотрудничестве с Китаем усилия России по реализации космической программы будут подрываться идущей в Украине войной. Европейское космическое агентство в 2022 г. разорвало сотрудничество с «Роскосмосом», а США запретили поставку радиационно стойкой электронно-компонентной базы, которая используется при производстве спутников. Россия потеряла часть доходов – в частности, от остановленных запусков для компании спутниковой связи OneWeb.

Как и в других областях, от торговли до поставки технологий, Россия все больше выглядит младшим партнером Китая. «Русские не могут поддерживать реализацию собственной лунной программы, – считает Флориан Видаль, исследователь в норвежском Арктическом университете UiT (ее запуск постоянно переносился с 2015 г., сейчас первая миссия запланирована на 13 июля этого года). – Лидер здесь – Китай».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку