Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Почти половина российских внешних денежных переводов идет через Райффайзенбанк

Александр Щербак / ТАСС

Крупнейший иностранный банк в России, «Райффайзен», сильно выиграл за год войны. Более 60% прибыли всей международной банковской группы пришлось в 2022 г. на Россию и Беларусь – страны, организовавшие вторжение в Украину. И увеличилась эта сумма в четыре раза по сравнению с 2021 г. до 2,2 млрд евро. Но это не радует руководство. «С одной стороны, у нас очень-очень хорошие результаты, но с другой – невероятные проблемы», – заявил гендиректор Йоханн Штробль.

Один из факторов, сыгравших на руку Райффайзенбанку, – введение западных санкций против крупнейших российских банков и отключение многих из них от системы SWIFT. В результате они потеряли возможность осуществлять трансграничные переводы в главных мировых валютах – долларах и евро. И «Райффайзен» стал главным каналом по выводу валюты за границу физлицами; а за прошлый год, по данным Банка России, они вывели из страны около $60 млрд.

На «Райффайзен» сейчас приходится 40-50% всех платежей между Россией и остальным миром, рассказал Financial Times топ-менеджер банка.

Но из-за своего положения в российской банковской системе «Райффайзен» испытывает все бóльшие трудности. На прошлой неделе стало известно, что Министерство финансов США расследует деятельность Raiffeisen в России. А украинский посол в Австрии Василь Химинец заявил в январе, что российская прибыль банка «запятнана кровью», поскольку тут исполняет закон о списании кредитов солдатам, погибшим в Украине. В общей сложности кредиты «Райффайзена» российским военнослужащим составляют около 7 млн евро, пишет FT.

Банк полностью исполняет санкции США и ЕС против России, сказал газете его представитель, отказавшись от дальнейших комментариев.

Некоторые банки, например, Societe Generale, покинули Россию после начала войны, другие – HSBC, Barclays, Bank of America, всего более 40, – остаются, поскольку российские власти быстро блокировали возможность ухода кредитных организаций. Кроме того, представительство многих банков невелико, тогда как «Райффайзен», а также итальянский Unicredit имеют крупные розничные сети. А продать бизнес практически невозможно, потому что условия сделок теперь определяет Кремль.

«Стратегически мы совершенно разрываемся», – сказал FT еще один менеджер «Райффайзена», добавив, что некоторые действия банк все-таки предпринимает. Так, он разорвал связи с более чем 30 крупными клиентами – олигархами и компаниями, сократил в 2022 г. портфель корпоративных кредитов на 30%. Но как быть дальше, не очень понятно. «Если хочешь продать банк, то кому продавать, если у тебя больше не будет кредитного портфеля», – говорит менеджер.

Балансовая стоимость российского «Райффайзена» – 4,1 млрд евро. Два высокопоставленный банкира, пытавшихся договориться о продаже в России западных банков, сказали FT, что продать бизнес более чем за 0,2 балансовой стоимости практически нереально. В случае с «Райффайзеном» это получается около 0,8 млрд евро.

В Raiffeisen российское подразделение оценивают чуть менее чем в 1 млрд евро.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку