Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Пристроить некуда». Россия не может найти покупателей на миллионы баррелей дизеля

Андрей Любимов / Агентство «Москва»

Российские нефтяные компании испытывают нарастающие проблемы с экспортом дизельного топлива, которое с февраля попало под европейское эмбарго и «потолок цен» от стран G7.

Несмотря на скидки, достигающие трети от мировых цен, дизель российского происхождения копится в танкерах, которые беспомощно дрейфуют в океане в ожидании покупателей.

На 5 марта 4,4 млн баррелей дизеля «застряли» в судах, превращенных в плавучие хранилища, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные Kpler - компании, отслеживающей танкерные перевозки.

За месяц объем нераспроданного топлива подскочил вчетверо и достиг рекорда за все время наблюдений. Даже в период пандемии, когда нефтяная отрасль переживала сильнейший в своей истории кризис перепроизводства, «лишних» нефтепродуктов, складированных в танкеры, было вдвое меньше.

Россия продолжает отгружать дизель из портов, «зная, что пристроить его некуда», говорит Марк Уильямс, аналитик Wood Mackenzie. Если нереализованные объемы продолжат расти, скорее всего, экспорт дизеля придется сокращать, одновременно пуская под нож его производство, полагает он.

По оценке Wood Mackenzie, начиная со второго квартала российские НПЗ могут сократить переработку нефти на 1 млн баррелей в сутки. Экспорт дизеля, который традиционно уходил на европейский рынок, сожмется на треть - с 1,1 до 0,75 млн баррелей в день.

Нефтяникам не помогают даже скидки: стоимость российского дизеля при отгрузке из порта Приморска в Балтийском море с начала года рухнула на 35%. Еще в ноябре стоившее наравне с европейским, дизтопливо российского происхождения теперь продается с дисконтом в $35 за баррель. 

Но найти спрос в Азии, куда уже течет сырая нефть, оказалось непросто: Индия и Китай имеют собственную сеть НПЗ и заинтересованы покупать сырье для переработки, а не готовые нефтепродукты, указывает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка.

Индийские НПЗ не будут закупать российский дизель, рассказали Reuters источники в отрасли и представителей заводов. По словам одного из них, затраты на импорт с учетом фрахта и страхования, оказываются слишком высоки и превышают «потолок», введенный странами G7, - $100 за баррель.

Нельзя сказать, что груз российского дизеля «совсем невозможно разместить на рынке», говорит аналитик Kpler Виктор Катона. «Это вопрос выбора времени и - в первую очередь - склонности покупателя к риску, а именно - готов ли он к тому, что (рынок) увидит его сделку».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку