Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Си Цзиньпин заступил на третий срок в нарушение полувековой традиции

Си Цзиньпин, переизбранный на должность председателя КНР на третий срок, приносит присягу MARK R. CRISTINO / POOL / EPA / ТАСС

Всекитайское собрание народных представителей в пятницу единогласно в третий раз утвердило Си Цзиньпина на посту председателя КНР, и он принес присягу. Голосование, в ходе которого отказ от принципа сменяемости власти утвердили все 2952 кандидата, было формальностью. Главные посты – руководителя партии и вооруженных сил – Си обеспечил себе в прошлом октябре на съезде Компартии Китая.

Но переназначение на пост руководителя государства человека, которого называют самым сильным лидером Китая со времен Мао Цзэдуна, происходит в момент наиболее жесткого за несколько десятилетий противостояния с США.

Си Цзиньпин и пришедшие с ним к власти в 2012 г. партийные чиновники были пятым поколением китайских руководителей. До этого каждое новое поколение избиралось на два пятилетних срока, и уже ко второму готовились новые лидеры. Но Си провел масштабную чистку партии, в том числе в рамках антикоррупционной кампании, лишил власти многих старых руководителей, которые должны были участвовать в выборе его сменщиков, и расставил на ключевых постах своих людей. В результате шестое поколение подготовлено не было, а полувековая традиция – нарушена.

Третий срок уже 69-летнего Си начинается в ситуации открытого противостояния с США, ухудшения отношений с Евросоюзом, обещанного «безграничного партнерства» с ведущей войну Россией и серьезного замедления китайской экономики.

За период с 1989 по 2022 гг. среднегодовой рост ВВП составил 9%. В 2010-е гг. он превышал 10%, затем стал постепенно снижаться.

Частично это объясняется тем, что Китай стал крупной экономикой (второй в мире по размеру ВВП после США), которая уже не может расти так быстро, как молодая, динамично развивающаяся экономика. Но, кроме того, замедление объясняется возросшей ролью государства в экономике при Си, исчерпанием возможности финансировать рост за счет заимствований и госинвестиций, кризисом на рынке недвижимости. В 2022 г. экономика выросла лишь на 3%, во многом из-за организованной Си политики нулевой терпимости к ковиду, в ходе которой на карантин закрывались многомиллионные города. В этом году, после отказа от этой политики, ожидается ускорение роста, но объявленная властями цель составляет всего «около 5%».

В ситуации, когда США ужесточают экспортный контроль, лишая Китай доступа к передовым технологиям и полупроводниковой продукции, обвиняют его в шпионаже и внимательно следят за отношениями Пекина с Москвой, Си на этой неделе выступил с неожиданно резким заявлением. Он обвинил Вашингтон в проведении кампании по сдерживанию Китая. А на следующий день министр иностранных дел Цинь Ган предупредил: если США не изменят свою позицию, это «точно приведет к конфликту и конфронтации».

По словам людей, знакомых с позицией Си Цзиньпина, он высказывает все больший пессимизм относительно отношений между Китаем и США и полагает, что разговоры в Вашингтоне о потенциальном конфликте между двумя сверхдержавами могут в конечном итоге оказаться «самосбывающимся пророчеством», пишет The Wall Street Journal. Некоторые аналитики считают, что в ближайшие пять лет Си будет стараться утвердить репутацию выдающегося лидера путем решительных действий. «Это, безусловно, будет включать попытки организации эффективного партийного управления во всех областях внутренней политики, "вставание во весь рост" во внешней и готовность энергично защищать китайские интересы на международной арене», – говорит Дэниел Лиз, профессор китайской истории в немецком Университете Фрайбурга. Правда, такая политика чревата серьезными рисками, предупреждает Лиз.

Действия Пекина теперь во многом определяются «коллапсом отношений между Китаем и США в последние 10 лет», считает Миньсинь Пэй, профессор государственного управления Колледжа Клермонт Маккенна в Калифорнии и автор книг о первом десятилетии пребывания Си у власти. Но с учетом серьезных проблем в китайской экономике ему будет непросто возродить чувство оптимизма, сказал Пэй Financial Times:

Как он может провести перебалансировку, как он может вдохнуть в людей оптимизм, заявляя, что у нас есть огромный отвратительный противник, который хочет нас задавить?

Ситуация будет осложняться и тем, что другие страны Азии, которым не нравится все более агрессивная позиция Китая, начинают вооружаться и укреплять антикитайские союзы.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку