Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Нефтяники лоббируют производство бензина с помощью токсина, вызывающего рак

stroi.mos.ru

В России хотят смягчить экологические требования к бензину, вернув монометиланилин (ММА) — запрещенную присадку, которая вызывает онкологию. Вице-премьер Александр Новак поручил Росприроднадзору изучить возможность использования вещества для производства бензина К5 (АИ-92, АИ-95, АИ-98), пишут «Известия».

Ведомству предстоит оценить влияние этой добавки на воздух, выбросы и здоровье человека, несмотря на то, что это давно известно — до 2016 года она применялась на российских нефтеперерабатывающих заводах, но была запрещена из-за высокой токсичности.

Использование присадки стало невозможным в том числе в связи с полным переходом России к классу бензина «Евро-5», рассказал советник Ассоциации нефтепереработчиков Михаил Ершов. Сейчас запрет закреплен в техрегламенте Таможенного союза. Разрешение токсичной добавки позволит нефтяникам снизить себестоимость изготовления бензина на 10–15% и сэкономить миллиарды рублей.

Монометиланилин или N-метиланилин наносит вред не только экологии и здоровью людей, но и состоянию автомобиля — в частности, приводит к образованию нагара на внутренних поверхностях двигателя внутреннего сгорания, что вызывает «зависание» клапанов. Присадка была разработана в СССР как компонент ракетного топлива, а затем ее стали использовать для увеличения октанового числа бензина.

По версии Всемирного агентства по изучению рака ВОЗ, вещество в составе группы ароматических аминов признано канцерогеном группы 1. Страны с высокой степенью автомобилизации не применяют эту группу.

«В случае утечки и даже просто длительного применения этой присадки потребитель рискует получить тяжелое отравление крови и нервной системы», — отмечали в экологической организации «Зеленая волна».

В опубликованных рекомендациях мировых автопроизводителей говорится, что ММА не только вредит работе поршневой группы двигателя, но и высокотоксична, приводит к затормаживанию сознания человека. За рулем это особенно опасно. 

Тем не менее, представители отрасли настаивают, что разрешение ММА необходимо для поддержки отечественного бизнеса в условиях санкций, поскольку использование присадки позволит увеличить производительность по наиболее востребованной марке — Аи-95.

Главный эксперт «ИнфоТЭК-Консалт» Тамара Канделаки считает этот аргумент несостоятельным. Она напомнила, что в настоящее время производство бензина в стране избыточно и еще больше наращивать его объемы нецелесообразно.

Ранее у России возникли проблемы с экспортом нефтепродуктов из-за эмбарго, введенного Евросоюзом в ответ на войну в Украине. По состоянию на 5 марта, в танкерах, превращенных в плавучие хранилища, застряли 4,4 млн баррелей дизеля. За месяц объем нераспроданного топлива подскочил вчетверо и достиг рекорда за все время наблюдений. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку