ОПЕК и присоединившиеся к картелю страны, включая Россию, решили остановить сползание нефтяных котировок и в воскресенье неожиданно объявили о сокращении нефтедобычи с мая на 1,1 млн баррелей в сутки. С июля, учитывая решение России продлить до конца года свое сокращение на 0,5 млн баррелей, на рынке окажется на 1,6 млн баррелей в сутки меньше, чем ожидалось еще недавно.
«Любое неожиданное изменение спроса или предложения в течение года на 1 млн баррелей в сутки может сдвинуть цены на $20-25 за баррель, – считают аналитики Bank of America. – ОПЕК больше не боится значимого ответа со стороны сланцевых добытчиков в США, если Brent будет торговаться дороже $80, так что сокращение объемов ради повышения цен не несет таких же рисков, что пять лет назад».
Цена Brent, составившая на закрытии в пятницу чуть менее $80 за баррель, в понедельник выросла до $84,5 за баррель (+5,75%) к 16.00 мск.
Goldman Sachs повысил прогноз цены с $90 до $95 за баррель на конец этого года и с $95 до $100 – на конец следующего. В отличие от ситуации в прошлом октябре, когда ОПЕК+ решила снизить среднесуточную добычу на 2 млн баррелей, сейчас в мире ожидается рост спроса на нефть благодаря восстановлению китайской экономики, отметили аналитики банка. Нынешнее решение соответствует «новой доктрине [ОПЕК+] действовать превентивно, поскольку они могут себе это позволить, не потеряв значительную долю рынка», говорится в отчете Goldman Sachs.
ING повысил среднегодовой прогноз Brent на 2023 г. до $93 за баррель. Решение ОПЕК+ будет способствовать более быстрому росту цены до $100, тем более что спрос на авиакеросин быстро восстанавливается благодаря активизации авиаперевозок, полагает Бьярн Шилдроп, главный аналитик по сырьевым рынкам банка SEB.
Более высокие цены на нефть и топливо внесут некоторый вклад в инфляцию, и центробанкам придется предпринимать больше усилий, чтобы взять ее под контроль, считает Джон Роу, директор по инвестициям Legal & General Investment Management: это повышает вероятность более длительного повышения процентных ставок, чем считалось до сих пор.
«Все это порождает опасения, что борьба центробанков с инфляцией затянется», – пишут в отчете в понедельник аналитики ING. Индекс процентных фьючерсов показывает, что вероятность повышения ставки Федеральной резервной системой США на 0,25 процентного пункта в мае составляет уже 63%, указывают они, тогда как 24 марта, через день после последнего заседания ФРС, она была 24%.