Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Бурный рост госрасходов добавляет аргументов в пользу неизбежности дальнейшего повышения налогов в РФ

*

Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине

МОСКВА, 16 мая (Рейтер) - Опережающий рост расходов и расширение дефицита бюджета РФ на фоне продолжения «спецоперации» Москвы в Украине уменьшает веру экспертов в обещание властей уложиться в прогнозный план в 2023 году и укрепляет их во мнении о неизбежности дальнейшего повышения налоговой нагрузки.

«Дыра» в федеральной казне по итогам апреля выросла на 1 триллион рублей, достигнув 3,42 триллиона рублей за первые четыре месяца. Это на полтриллиона больше, чем предусмотрено законом о бюджете на весь 2023 год - 2,93 триллиона рублей, и чуть больше показателя за прошлый год, когда дефицит составил рекордные 3,29 триллиона рублей, или 2,3% ВВП.

Основная причина роста дефицита - в подскочивших в апреле до январского пика расходах, которые выросли почти на 800 миллиардов рублей по сравнению с мартом, несмотря на обещания Минфина, что после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых обязательств траты нормализуются.

Минфин продолжает настаивать, что уровень госрасходов в 2023 году будет формироваться исходя из предельного размера заложенных в закон о бюджете ассигнований 29,1 триллиона рублей и объема дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их появления.

Это выглядит труднореализуемым в условиях, когда за четыре месяца расходы уже достигли 39% от утвержденного в бюджете годового плана, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ Финам Ольга Беленькая.

«Хотя вроде бы годовая динамика выглядит скромно (+3,9% год к году в апреле), и Минфин отмечает это как замедление месячной динамики расходов, но это рост к резко увеличившейся на фоне начала военных действий на Украине базе апреля 2022 года», - отметила Беленькая.

Все четыре месяца расходы стабильно идут выше сезонной нормы, и для того, чтобы вписаться в общий годовой лимит, бюджету придется снизить траты ниже уровня прошлого года на протяжении всех оставшихся восьми месяцев, написал экономист Bloomberg Economics по России Александр Исаков.

В условиях наращивания оборонных расходов на фоне «спецоперации» в Украине, а также в преддверии запланированных на 2024 год президентских выборов, когда традиционно растут соцвыплаты населению, сделать это будет трудно, отмечают аналитики.

«НЕ ТРАГИЧНО»

Если считать, что апрельские траты сезонно «нормальные», расходы по итогам 2023 года должны составить 35,6 триллиона рублей вместо заложенных 29 триллионов, подсчитал Исаков.

Экономисты Наталья Орлова и Ирина Ростовцева из Альфа-банка ждут, что правительство повысит прогноз бюджетного дефицита на 2023 год, несмотря не неоднократные обещания этого не делать.

Глава Минфина Антон Силуанов говорил, что власти намерены придерживаться в 2023 году запланированного дефицита бюджета не выше 2% ВВП, а помощник президента РФ по экономическим вопросам Максим Орешкин в конце апреля обещал, что федеральный бюджет в оставшиеся до конца года месяцы будет исполняться с профицитом и по итогам года превышение расходов над доходами будет около целевых значений.

«Ситуация с бюджетом вызывает беспокойство на фоне продолжающегося сильного роста расходов и хрупкой доходной части, несмотря на рост налоговой нагрузки на корпоративный сегмент», - написали аналитики Альфа-банка.

Хотя Минфин продолжает указывать на наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение 1,5 триллионов рублей после перечисления в 2022 году предусмотренных на 2023 год трансфертов Пенсионному фонду, аналитики БКС считают, что к концу года дефицит может увеличиться до 4-5 триллионов рублей.

Такой же прогноз дает Беленькая из Финам, указывая на возрастающие риски того, что «дыра» в казне может оказаться еще больше.

Экономисты Ренессанс Капитала Софья Донец и Андрей Мелащенко оценивают расходы федерального бюджета по итогам 2023 года на уровне 31 триллиона рублей, как и годом ранее, а дефицит - более 3% ВВП.

Инвестбанкир, профессор НИУ Высшая школа экономики Евгений Коган ожидает, что «дыра» в казне по итогам года достигнет около 6 триллионов рублей, или 3,9% ВВП.

«Неприятно, но не трагично», - считает Коган, по мнению которого дефицит может быть спокойно закрыт с помощью свободных средств Фонда национального благосостояния и внутренних заимствований, называя проблемной точкой для бюджета уровень дефицита более 5% ВВП.

В Кремле проблем с бюджетом не видят.

«У нас достаточно хорошие макроэкономические показатели, об этом неоднократно говорили и Минфин, и президент... Ситуация абсолютно контролируемая, и есть необходимый запас прочности по разным параметрам», - говорил на прошлой неделе пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

В то же время, рост расходов и дефицита бюджета может подтолкнуть Центробанк к проведению более жесткой денежно-кредитной политики, о чем не раз предупреждали руководители Банка России, написали аналитики Альфа-банка и Финам.

«Хотя внутренний рынок и резервы ФНБ пока вполне позволяют финансировать бюджетный дефицит, его расширение по отношению к заложенным в бюджет проектировкам может быть одним из аргументов для повышения ключевой ставки ЦБ РФ в ближайшие месяцы», - считает Беленькая.

Другим последствием роста дефицита может стать дальнейшее увеличение налогов в условиях, когда внешние займы - под запретом из-за санкций, внутренние - ограничены нежеланием Минфина занимать по дорогой цене и брать на себя дополнительный процентный риск, а сокращение расходов осложняется предвыборным периодом.

«Что делать в ситуации, когда расходы стали больше, а доходы стали меньше? Можно увеличить темпы заимствований и в принципе внутренний рынок при определенной работе с ним, убеждении, что это не навсегда, и хорошей премии, этот долг абсорбирует и вас профинансирует. Когда речь идет о дефиците не 10% ВВП, а 3-4% ВВП, рынок может это терпеть достаточно долго. Другое дело, если вы консервативный Минфин и не хотите долго и дорого заимствовать, тогда вы ищете другие варианты», - говорит Донец.

«Первый - это сократить другие (за исключением оборонных)расходы. Почему бы и нет, можно сократить, если у вас нет электорального цикла. А он у нас есть. Поэтому остается третий вариант - повышение налогов», - сказала она.

Профессор Российской экономической школы (РЭШ), руководитель Центра макроэкономических исследований Сбера Олег Шибанов ждет в первую очередь повышения налогов на обеспеченных россиян.

«Часть налогов, которые будут вводиться, скорее, будут выглядеть как налоги »социальной справедливости«. Мы уже видели эксперименты с НДФЛ и я думаю, эти эксперименты продолжатся, потому что все будут убеждать, что повышенные налоги на зарабатывающих людей - это разумная мера взаимной поддержки», - считает Шибанов.

Для крупного бизнеса Минфин РФ уже запланировал повышение налогов - в феврале стало известно, что на фоне раздувающегося дефицита бюджета власти хотят собрать с крупного бизнеса 300 миллиардов рублей в виде разового платежа.

Поправки в Налоговый кодекс о дополнительном сборе с бизнеса вступят в силу с 2024 года, однако Минфин ждет поступлений уже в конце этого года, предусмотрев льготу для тех, кто заплатит досрочно. (Дарья Корсунская. Редактор Дмитрий Антонов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку