Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Авиакомпании совершили более 2 тысяч рейсов с просроченными запчастями

Денис Гришкин / Агентство «Москва»

Отрезанные от поставок западных компонентов российские авиакомпании выполняют рейсы с «просроченными» запчастями. Как узнал «Коммерсант», за 2022 год было зафиксировано более 2 тысяч полетов с техникой, у которой истек срок эксплуатации. 

Об этом на заседании комитета Госдумы по транспорту рассказал глава Ространснадзора Виктор Басаргин. По его словам, несмотря на санкции авиакомпании продолжили «бесперебойную доставку пассажиров». 

Ространснадзор провел внеплановые проверки на сотнях авиапредприятиях, в том числе на «крупнейших предприятиях повышенного риска». Ведомство выяснило, что у компаний, которые используют западную технику, возник дефицит комплектующих и наблюдаются проблемы с поставками расходных материалов. По словам Басаргина, срок доставки заказов увеличился с 3–7 дней (до санкций) до 60–120.

«Некоторые специфические изделия завезти просто невозможно», — констатировал глава Ространснадзора. В результате авиакомпании вынужденно нарушают правила эксплуатации авиационной техники, что напрямую влияет на безопасность полетов, добавил он.

«Например, допуск к эксплуатации компонентов с истекшим ресурсом. Суммарно зафиксировано более 2 тыс. подобных полетов», — сказал Басаргин. Он не уточнил, идет ли речь о коммерческих или всех типах авиаперевозок. Всего в 2022 году диспетчеры госкорпорации по ОрВД обслужили 1,4 млн рейсов, в том числе транзитные и международные, пишет газета. 

Крупные авиакомпании в разговоре с «Коммерсантом» отрицали использование устаревших запчастей. По словам топ-менеджера одного из перевозчиков, «проверяющие могли пересчитать батарейки или аккумуляторы». Он исключил использование критически важных «просроченных» запчастей, например, механизации крыла и гидравлических систем. «В отличие от малых и деловых перевозок у крупных пассажирских компаний слишком большая ответственность», — объяснил собеседник издания. 

С весны прошлого года авиаперевозчики требуют от персонала не вносить дефекты техники в бортовые журналы (TLB), в результате чего самолеты часто летают неисправными, писал накануне «Проект» со ссылкой на сотрудников «Аэрофлота».

Например, старшим бортпроводникам «Аэрофлота» запретили вписывать проблемы с оборудованием без согласования с командиром борта. «Чтобы самолеты не оставались на земле из-за неисправности, которая по документам запрещает судну летать до ее устранения», — объяснил бывший сотрудник «Аэрофлота».

В других авиакомпаниях негласно действует такая же практика, рассказал собеседник из технического персонала перевозчика. Например, в туалетах самолетов по полгода не меняют вакуумный генератор «воздушной канализации». 

Проблема поддержания летной годности иностранных судов в РФ стоит остро и будет усугубляться, говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

«Рынок может столкнуться с дефицитом флота, но это лучше, чем отказы в воздухе», — считает эксперт. — Важно не повторить негативный опыт Ирана, который сразу после санкций столкнулся с высокой аварийностью и смог справиться с ней, наладив строгий контроль отрасли».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку