В Госдуме предложили стимулировать рождаемость в России с помощью сертификатов на покупку отечественных автомобилей, пишут «Известия». По задумке депутатов, сумма выплаты составит 1 млн рублей, воспользоваться ею смогут молодые семьи до 30 лет после рождения первого ребенка.
По мнению одного из авторов законопроекта, главы комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, «это будет эффективная дополнительная мера поддержки с учетом того, что Россия сегодня находится в демографической яме».
Он напомнил, что в 2022 году в стране появилось на свет «минимальное количество детей с 2000 года», и хотя государство предприняло ряд действий по повышению рождаемости, «ситуация не изменилась». «Поэтому мы считаем, что эта мера заслуживает поддержки. Сам по себе автомобиль очень нужен молодой семье, так как с его помощью можно возить ребенка в детский сад, больницу, в различные кружки и секции. Кроме того, безусловно, это будет поддержка российского автопрома», — заявил Нилов.
С ним согласна глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. «Стимулировать рождаемость, конечно, нужно. Думаю, что от такого сертификата никто не откажется, он не будет лишним для молодой семьи. Я поддержала бы такую меру, но пока непонятно, как отреагирует правительство», — сказала она, напомнив, что ранее кабмин не разрешил тратить деньги материнского капитала на покупку автомобиля.
Согласно законопроекту, продать приобретенную с помощью сертификата машину можно будет только через пять лет — это сделано для того, чтобы исключить мошеннические схемы и браки по расчету.
В Минфине сообщили, что пока документ к ним не поступал. После того как это произойдет, его рассмотрят в установленном порядке.
В пресс-службах АвтоВАЗа и компании «Соллерс» (УАЗ) заявили о поддержке инициативы. Зампред Всероссийского общества автомобилистов Николай Матвеев считает, что это поможет отечественным производителям нарастить выпуск автомобилей.
Впрочем, эксперты отмечают, что денег на поддержку такого спроса на машины в бюджете нет. Минпромторг обещает выделить дополнительное финансирование, но будет ли оно, неясно.
По мнению партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, любые такие программы нужно ориентировать на потребителя. «Сейчас по действующим автопрограммам фактически субсидируют банк. Клиенты получают скидку на первоначальный взнос, а кредитные организации — недостающую сумму. И они еще стараются заложить дополнительные продукты, например страховку от потери работы», — заметил эксперт.
В России действует программа льготного автокредитования, которая в том числе распространяется на семьи с одним и более несовершеннолетним ребенком. Государство дает им возможность взять заем и получить скидку на приобретение легковой машины марок УАЗ, LADA, ГАЗ, Haval Jolion или электрокара Evolute. Деньги не выдают на руки, а прибавляют к первоначальному взносу, таким образом власти компенсируют эту сумму банку в виде субсидии.
В 2023 году Минпромторг выделил на программу 5,1 млрд рублей. Но большая часть этих средств была выбрана еще в феврале. Президент АвтоВАЗа Максим Соколов говорил, что осталось всего 1,5 млрд рублей и эти средства зарезервированы только под продажу электромобилей.
Ранее в Кремле признали провал попыток властей улучшить ситуацию с рождаемостью в России. «Демография — это то, где у нас пока не получается. И действительно, <…> мы сейчас находимся в очень тяжелом положении с точки зрения демографии», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
По данным Росстата, в 2022 году число родившихся в России детей сократилось на 96 тысяч, до 1,306 млн, и стало минимальным с 2001 года. В целом по стране рождаемость оказалась в 1,5 раза ниже смертности (1,905 млн). При этом в 54 регионах число умерших превысило число родившихся в 1,5–2,7 раза.
По мнению демографа Алексея Ракши, на фоне продолжающейся войны с Украиной ситуация будет только ухудшаться. Уже по итогам первого квартала 2023 года число родившихся в России снизилось еще на 2,9% — до 311,1 тысячи детей.