В то время как российские власти готовятся к отключению YouTube, мобильные операторы предложили обложить популярный видеосервис «налогом на трафик».
Согласно «Стратегии развития отрасли связи в РФ на 2024–2035 годы», которую Минцифры подготовило вместе с участниками рынка, интернет-компании, формирующие «основной трафик на сетях связи», будут обязаны заключить с операторами коммерческие договоры о его пропуске.
При этом, как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ, из-под нормативного требования выведут компании из реестра ОРИ (Организаторов распространения информации), а именно — «ВКонтакте», «Дзен» и «Одноклассники» (принадлежат VK), а также сервисы «Яндекса» и принадлежащий «Газпром-медиа холдингу» видеохостинг Rutube.
В документе утверждается, что объем трафика в России будет увеличиваться не менее чем на 25% в год за счет стриминга видео в разрешении 4К и 8К, приложений дополненной и виртуальной реальности, а также «„тяжелого“ мультимедийного контента».
Обосновывая «налог на трафик», авторы инициативы сослались на международный опыт. В частности, на принятое в 2019 году решение окружного суда в Южной Корее, по которому онлайн-кинотеатр Netflix обязали заплатить оператору SK Broadband компенсацию за пропуск трафика. Однако в настоящий момент это решение оспаривается.
Ранее операторы связи отмечали, что значительным каналом потребления трафика в России остаются сервисы Google, включая YouTube и поисковик, а также мессенджер WhatsApp. При этом российские контент-провайдеры, которые не включены в реестр ОРИ, уже оплачивают услуги операторов связи «или напрямую, или через коммерческих операторов CDN», говорит гендиректор CDNvideo Ярослав Городецкий.
В онлайн-кинотеатре «Иви» подтвердили, что платят операторам за предоставление каналов связи к дата-центрам. «Это очень существенная статья расходов, которая ощутимо влияет на себестоимость наших услуг», — отметил директор по технологии онлайн-кинотеатра Евгений Россинский.
Идея сбора на инфраструктуру с интернет-компаний никогда не была реализуемой, считает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. По его мнению, у операторов «не появилось новых аргументов в ее поддержку» после ухода из России Netflix и начала банкротства российского юрлица Google.
В то же время в России отсутствуют законодательные механизмы, позволяющие собирать с зарубежных компаний «налог на трафик», а создать их вряд ли получится, говорит источник на IT-рынке. «Очевидный вариант — блокировка зарубежного сервиса в РФ. Но сейчас, например, несмотря на то, что юрлицо Google в РФ банкротится, а компания получила оборотный штраф 21,8 млрд руб. за отказ удалить запрещенный контент, сервисы Google в РФ не блокируют, поскольку полноценных аналогов нет», — заключил он.