Молдова может стать членом Европейского союза вместе с Приднестроевьем к 2030 году, заявила президент республики Майя Санду.
Для этого, по ее словам, правительству необходимо провести экономические реформы и усилить борьбу с коррупцией. «Чем раньше мы повысим уровень жизни, тем скорее у нас будет шанс на воссоединение. Это 100% наша цель», — отметила она в интервью Bloomberg.
В прошлом году Молдова получила статус кандидата на вступление в ЕС. Однако из-за войны в Украине, роста цен на энергоносители и продовольствие молдавским властям пока не удается повысить уровень жизни граждан и сосредоточиться на необходимых реформах, в том числе судебной.
Также правительство в Кишиневе обвиняет Россию в попытке помешать стремлению Молдовы стать членом ЕС. Для этого Москва активизирует пророссийские политические силы и организации, которые протестуют против реформ.
Россия вмешательство во внутренние дела Молдовы отрицает, однако сохраняет более тысячи военнослужащих в Приднестровье. Более того, в феврале глава МИД РФ Сергей Лавров назвал республику «следующей Украиной», поскольку она хочет вступить в ЕС и НАТО.
«Мы почувствовали попытки России дестабилизировать нашу страну и подорвать наши усилия по созданию сильных институтов и сильных демократических процессов, и поэтому интеграция в ЕС так важна для нас», — отметила Санду. По ее словам, Россия еще много лет будет оставаться источником нестабильности для Кишинева.
Несмотря на призывы пророссийских политических партий к отставке Санду, президент республики заявила, что собирается добиваться переизбрания в следующем году, чтобы сохранить проевропейские настроения.
Также Санду намерена урегулировать конфликт с Приднестровьем, которое вело войну с Молдовой в 1992 году после провозглашения независимости в 1990-м. Конфликт с непризнанной республикой может подорвать любые шансы на вступление в ЕС.
После начала войны в Украине в Молдове возникла общественная дискуссия о том, стоит ли рассматривать вопрос о вступлении в НАТО. При этом нейтралитет страны закреплен в конституции. «Сегодня большинство людей по-прежнему считают, что нейтралитет должен быть сохранен. Что будет через полгода или через год, посмотрим», — заключила Санду.