Тамара Вааль, Мария Гордеева
АСТАНА, 9 июн (Рейтер) - Казахстан, экономика которого зависит от мировых цен на экспортируемые энергоресурсы, в ближайшие три года может смягчить государственную долговую политику и занять до $10 миллиардов.
Власти центральноазиатской страны также думают о повышении налогов для добывающих компаний, чтобы пополнить бюджет. Об этом в интервью Рейтер сказал министра экономики Алибек Куантыров.
«...У нас портфель займов одно время упал, потому что нам сильно не нужно было. Мы же поставили себе жесткие ковенанты по уровню госдолга к ВВП и сейчас будем от этого отходить, помягче быть... И мы говорим, мы готовы, вы (международные финансовые институты) предоставляйте нам хорошие условия и начинаем торговаться», - сказал Куантыров.
В ближайшие три года Казахстан готов занять до $10 миллиарда.
«Это потенциал. С учетом того, что наша экономика расширяется и нужно развивать Транскаспийский маршрут, деньги будут приходить с разных источников, в том числе, через те страны, через которые проходит (маршрут)», - сказал Куантыров.
По состоянию на 1 января 2023 года госдолг Казахстана составлял более 25 триллионов тенге ($54 миллиардов), из которого внешний, состоящий из займов международных институтов развития и банков, - 7 триллионов тенге.
«Нам нужна инфраструктура для этого, есть... крупные, ЕБРР в том числе, ЕАБР есть... И к долгу они готовы до $10 миллиардов (занимать). Понятно, что под определенные хорошие условия, потому что зачастую дешевле занять, чем брать у Нацфонда...», - сказал министр.
Экономисты Всемирного банка в апреле сказали, что любые дальнейшие сбои в работе Каспийского трубопроводного консорциума, который с прошлого года несколько раз останавливал прокачку казахстанской нефти, могут привести к потерям в объемах производства и бюджетных поступлений, и Казахстану нужны альтернативные маршруты.
Казахстан активно работает над так называемым Средним коридором, чтобы наладить жизненно важные логистические маршруты в условиях неопределенности перспектив трансроссийского сообщения. Средний коридор, или Транскаспийский маршрут, проходит из Центральной Азии через Каспийское море в Азербайджан и далее - либо в порт Поти в Грузии, либо в Турцию по линии Баку-Тбилиси-Карс (БТК) - таким образом, минуя территорию России.
«...У нас сейчас политика такая - не занимать много, а занимать, если занимать, точечно и на сложные проекты, на системные проекты. Не просто построил дорогу, это должна быть дорога, которая, в том числе и экологическую составляющую учитывает... системные вещи».
ПОПОЛНИТЬ БЮДЖЕТ
Дефицит бюджета Казахстана, богатого нефтью и металлами, в 2023 году предполагается сохранить на уровне 3,2 триллиона тенге или 2,7% к ВВП. Министр не дал прогноз дефицита на следующий год, но сказал, что в 2024-2025 годах власти хотят увеличить налоги в добывающих отраслях экономики, финансовом секторе и пересмотреть подход к формированию налога на добавленную стоимость.
Налог на добычу полезных ископаемых Казахстан хочет повысить и сделать комбинированным с роялти для отдельных компаний.
«Мы хотим сделать его дифференцированным. Чем больше будет переработка в стране оставаться, тем НДПИ будет ниже. Вообще у нас НДПИ один из самых низких в мире, налоговая нагрузка очень (низкая)... поэтому надо ужесточать... Я думаю мы аккуратно... процентов на 10-20 (будем поднимать НДПИ)», - сказал министр.
В прошлом году Казахстан увеличил ставки НДПИ по биржевым металлам на 50%, по остальным твердым полезным ископаемым – на 30%.
По словам министра, инвесторы, работающие в Казахстане и добывающие твердые полезные ископаемые, металлы, уголь, уран, просят перейти на CRIRSCO и платить роялти.
«Сейчас платят как, всю руду которую вытаскивают из под земли - за нее платят, это называется НДПИ. А теперь что хотят инвесторы, это не важно сколько ты поднял, ты заплатил только за то, что ты продал именно из полезных. А действующий НДПИ - это больше природная рента, более справедливый налог, и мы готовы где-то в бюджете потерять», - сказал Куантыров.
По его словам, Казахстан также думает о повышении налогов для финансового сектора, который, по мнению властей, достаточно зарабатывает, чтобы платить в бюджет.
«КПН, особенно для коммерческого сектора, финансового сектора, потому что они сидят на кэше... и не так растет экономика, как бы нам хотелось», - сказал министр.
Он не уточнил, на сколько могут вырасти налоги для финансового сектора страны.
Власти Казахстана также думают о повышении ставки налога на добавленную стоимость, который на сегодняшний день составляет 12%.
«Хотим тоже дифференцированно сделать, поднять где-то... для социально-значимых продуктов и фармацевтики снизить... Мы сейчас рассматриваем (возможность поднять до) 16-18-20, где-то снизить до 8,4% для социально значимых продовольственных товаров и для фармпродукции», - сказал министр.
Куантыров сказал также, что пополнить бюджет поможет увеличение цен на топливо.
Власти Казахстана вернулись к регулированию розничных цен на моторное топливо с января 2022 года после массовых протестов, в то время как оптовые цены государством не контролировались.
«В любом случае, рост акцизов на ГСМ у нас будет, потому что мы должны выравнивать со странами приграничными. У нас (бензин) самый дешевый» - сказал министр.
В апреле текущего года власти центральноазиатской страны повысили предельные розничные цены на автобензин и дизтопливо, а также ввели госрегулирование стоимости оптовых партий нефтепродуктов.
«Аккуратно, плавно (стоимость ГСМ) будет где-то на 10-20 тенге каждые полгода повышаться. Нужно делать плавно, чтобы не было шоковой терапией, но цены должны быть справедливыми. Там где нужно субсидировать, будет субсидироваться».
(Тамара Вааль, текст Марии Гордеевой. Редактор Дмитрий Антонов)