Неудавшийся «путч» главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, повергший в шок российские элиты и западных чиновников, вызвал массовое паломничество клиентов банков к банкоматам.
В южных регионах России, где проходил «марш справедливости», а власти били по шоссе и перекапывали дороги, спрос на наличные в субботу подскочил на 70–80%, сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании правительства в понедельник. Такой же скачок — на 70–80%, — по его словам, был зафиксирован в «крупных городах». Еще в 15 регионах было отмечено повышение спроса на 30%.
В ситуацию пришлось вмешаться ЦБ, который был вынужден «подкрепить» наличностью банки. «Объемы такого подкрепления выросли примерно в три раза», — цитирует Белоусова «Интерфакс». «Уже в воскресенье спрос пошел на убыль, и сейчас обстановка полностью стабилизировалсь», — заявил вице-премьер.
По данным Центробанка, только в пятницу, в первый день мятежа Пригожина, когда его колонны еще только начинали движение на Ростов, объем наличных денег в обращении (вне ЦБ) подскочил на 105,3 млрд рублей.
Это рекордная сумма с последней недели сентября, когда в России была объявлена мобилизация, а граждане массово устремились за рубеж. Так, 30 сентября «кеша» в обращении стало больше на 144,8 млрд рублей, а 22 и 23 сентября — на 132,1 и 114,2 млрд рублей соответственно. Всего же за первые семь дней мобилизационной паники из банковской системы утекло около 600 млрд рублей. Больше банки теряли лишь в первую неделю войны — более 2,1 трлн рублей.
Объем наличных в обращении в России растет рекордными темпами все 15 месяцев, что продолжается вторжение в Украину. С сентября прошлого года бумажных купюр в экономике стало больше на 2,2 трлн рублей, а общий навес «кеша» приблизился к отметке 17 трлн.
ЦБ объяснял происходящее необходимостью обеспечить рублями «новые регионы» — аннексированные украинские области, которые с 2023 года стали частью рублевой зоны. Но на эти цели могло потребоваться около 900 млрд рублей, оценивал ранее вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Остальное могло пойти в том числе на выплаты военным и бойцам «Вагнера», рассказали Bloomberg близкие к Кремлю источники. Сам Пригожин говорил, что расплачивается с сотрудниками своей ЧВК «черным налом».
«Расширение использования наличных может указывать на разнообразные изменения в российской экономике, и ни одно из них не является хорошим», — указывает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
Растущий спрос на наличные отражает «низкий уровень доверия к банкам, высокую обеспокоенность» в связи с неясностью будущего, а также растущую долю теневой экономики и, как итог, ухудшение собираемости налогов, перечисляет он.