Мятеж Евгения Пригожина «несколько ослабил» Владимира Путина, считает бывший президент США Дональд Трамп, который снова хочет выдвинуться на этот пост от республиканской партии. Но, судя по другим его заявлениям в интервью Reuters, не настолько, чтобы Путин проиграл войну в Украине.
Украинским властям, возможно, придется уступить России часть территории, чтобы закончить войну, считает Трамп. Если бы он был президентом, на мирных переговорах можно было бы обсуждать любые вопросы, сказал он:
Думаю, они [украинцы] имели бы право оставить себе большýю часть того, что они заработали, и я думаю, что Россия тоже на это согласилась бы. Нужен правильный посредник или переговорщик, а такого сейчас нет.
При этом Трамп, который ранее заявлял, что, будь он президентом, то остановил бы войну в Украине за 24 часа, сделал комплимент украинцам, которые так решительно защищают свою страну: они «заслуживают большой похвалы».
Киев отказывается вести переговоры, не предусматривающего полного вывода российских войск с оккупированных территорий и компенсации за причиненный ущерб. Эти требования содержатся в «мирной формуле» из 10 пунктов, которую в конце прошлого года предложил президент Владимир Зеленский. Западные страны, включая США, его поддерживают. На мирный план Китая, в котором такого условия не было, в Киеве отреагировали холодно. О невозможности уступки территорий украинские руководители заявили и спецпосланнику Китая по мирному урегулированию Ли Хуэю.
На этом же настаивали страны «большой семерки» и Евросоюза на встрече с представителями так называемого Глобального Юга, которая прошла в выходные в Копенгагене. Западные официальные лица, включая советника по национальной безопасности США Джейка Салливана, объясняли представителям Индии, Турции, Бразилии, ЮАР и Саудовской Аравии, что любое мирное соглашение по Украине должно предусматривать вывод российских войск, сообщал Bloomberg со ссылкой на людей, знакомых с ходом дискуссии. В Копенгагене, куда также пригласили Китай (но его представителя не было), обсуждалась «мирная формула» Зеленского и организация предлагаемого им глобального саммита, где она должна рассматриватья.
Трамп считает, что главное, «что прямо сейчас должны делать США, — это достичь мира: собрать вместе Россию и Украину и договориться о мире». Он даже использовал выражение «принудить к миру»:
Я хочу, чтобы люди перестали умирать в этой нелепой войне.
Выступление ЧВК «Вагнер» и организованный Пригожиным марш на Москву, «конечно, несколько ослабили [Путина] в глазах многих», но «он все еще там, все еще силен». А если он потеряет власть, «мы не знаем, какова альтернатива — она может быть лучше, но может быть и гораздо хуже».
Возможность потери Путиным власти взволновала лидеров западных стран, во многом из-за опасений, связанных с попаданием ядерного оружия не в те руки. Они юоятся гражданской войны в ядерной державе, хотя и продолжают поддерживать Украину в ее стремлении победить в этой войне.
Трамп, против которого ведется несколько расследований и которому предъявлены уголовные обвинения по двум делам, остается самым популярным кандидатом в президенты в республиканском электорате. В целом, 47% зарегистрированных республиканцев и поддерживающих их избирателей выступают за выдвижение Трампа кандидатом, показал июньский опрос CNN. Это немного меньше, чем в мае (53%): в период между опросами Трампу были предъявлены уголовные обвинения неправильном обращении с секретными документами после того, как прекратились его полномочия президента. Тем не менее, Трамп сильно опережает своих соперников по партии: так, губернатора Флориды Рона Десантиса поддерживают 26% республиканцев, а бывшего вице-президента Майка Пенса — 9%.
Усредненные данные всех опросов (их собирает сайт FiveThirtyEight) дают следующий результат на 29 июня: Трамп — 51,7%, Десантис — 23,5%, Пенс — 6,7%.
Но получить поддержку на праймериз — только полдела. Проблема Трампа на президентских выборах в том, что у него высокий антирейтинг, то есть против него (а не обязательно за его соперника, которым будет Джо Байден) готово выступить большинство американцев. Отрицательно к Трампу, по данным FiveThirtyEight на 28 июня, относятся 56% американцев, положительно — 39,6%.