67-летняя Анна из Ростова-на-Дону вспоминает, как ранним утром 24 июня ее разбудил звук военной техники. Она посмотрела в окно и увидела танк, бронетранспортер и пулеметчиков ЧВК «Вагнер», которые заняли позиции прямо напротив ее дома — вокруг штаба Южного военного округа.
«Я открыла новости и поняла, что пока спала, центр города захватили вагнеровцы. На улице еще было немноголюдно, но некоторые горожане смотрели на происходящее с любопытством», — рассказала Анна The Moscow Times, попросив об анонимности. «Спустя несколько часов я решила, что нам с семьей нужно немедленно уезжать из города», — добавила она.
Наемники «Вагнера» заняли центр города-миллионника Ростова-на-Дону менее чем за 24 часа, не встретив какого-либо сопротивления. Этот факт, а также кадры, на которых ростовчане аплодируют покидающим город наемникам, были восприняты многими как знак того, что популярность Пригожина представляет реальную угрозу власти.
Однако по словам местных жителей и аналитиков, беседовавших с The Moscow Times, поддержка Пригожина и его ЧВК в Ростове-на-Дону была скорее пассивной, чем активной.
После того как Пригожин объявил о «марше справедливости» в Москву, паника заставила многих ростовчан покинуть город, а полки супермаркетов с туалетной бумагой и гречкой начали быстро пустеть.
Однако несмотря на просьбы властей к жителям не покидать свои дома, к полудню тревога многих горожан сменилась любопытством.
Журналистка ростовского СМИ, находившаяся на месте событий, рассказала The Moscow Times, что горожане фотографировались с наемниками, угощали их едой из кафе, а некоторые девушки даже пытались познакомиться с ними.
Некоторые ростовчане, беседовавшие с The Moscow Times, рассказали, что среди их знакомых были те, кто поддерживал Пригожина, считая, что он в отличие от Минобороны не боится говорить правду о проблемах в армии и поражениях на фронте. «Мои друзья положительно отнеслись к происходящему, надеясь на перемены в стране. Им нравилось, что наконец нашелся человек, который не побоялся пойти против Путина», — сказала 25-летняя Анастасия, работающая в строительной компании.
Хотя Пригожин не призывал военных переходить на свою сторону, в случае успеха его мятежа часть из них поддержали бы его, считает офицер из Ростова-на-Дону, говоривший с The Moscow Times на условиях анонимности. «У военных двойственное отношение к Пригожину. Одни боготворят его за то, что он говорит правду о проблемах в армии, другие относятся к нему как к шарлатану, руководящему бандой уголовников, — сказал офицер. — Несколько моих сослуживцев, находившихся в центре города в день мятежа, хорошо отзывались о поведении ребят из „Вагнера“. Наемники махали им, здоровались, проявляли уважение, они были довольно приветливы».
Ростовский журналист рассказал The Moscow Times, что для многих местных жителей присутствие наемников в городе было скорее шоу. «Я разговаривал со многими людьми на улице. Они были уверены, что этот бунт — просто фарс и что Путин скоро все разрулит», — сказал он.
Вечером 24 июня ростовское издание 161.ru опубликовало видео, на котором ростовчане аплодируют наемникам, скандируя «Вагнер!». Некоторые из них успели пожать руку Пригожину через окно внедорожника, на котором он выезжал из ворот штаба ЮВО после мятежа.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил, что поддержка горожанами вагнеровцев — это «инсинуация», устроенная переодетыми наемниками.
Тем не менее, реакцию жителей нельзя рассматривать как искреннюю поддержку мятежа Пригожина, считает Денис Волков, глава Левада-Центра. «Пригожина воспринимали как защитника простого народа, критикующего чиновников. Но мятеж все изменил. Отдавая должное успехам его ЧВК на фронте, большинство россиян не поддержали военный переворот, восприняв его как предательство и угрозу стабильности», — сказал Волков The Moscow Times.
Согласно исследованию «Левада-центра», после захвата Бахмута наемниками «Вагнера» Пригожин ворвался в десятку политиков с наибольшим доверием россиян. До мятежа рейтинг одобрения Пригожина среди респондентов «Левады» составлял 59%. Однако после 24 июня он начал быстро снижаться, опустившись до 29% менее чем за неделю. В то же время среди тех, кто не одобрял его деятельность, 34% назвали причиной такого отношения мятеж. «Сложно точно сказать, сколько людей готовы были присоединиться к восстанию. Отношение к Пригожину было скорее пассивной поддержкой, чем активной. Это позиция наблюдателей, — сказал Волков. — В отношении Путина это работает точно так же. Никто не вышел на улицы в поддержку властей».
«Я думаю, что люди аплодировали Вагнеру и Пригожину не потому, что они поддерживали мятеж, а из-за того, что вагнеровцы для простых людей — это „наши парни“, герои. Кроме того, люди были благодарны им, что все закончилось мирно и никто не пострадал», — рассказала 67-летняя Анна из Ростова-на-Дону.
В «Левада-центре» ожидают, что рейтинг Пригожина и интерес россиян к нему продолжат падать. «Это медиасеть распущена, а государственные СМИ, в первую очередь телевидение, сначала попытаются его максимально дискредитировать, а потом и вовсе перестанут о нем говорить. В конце концов наступит забвение — ты выпадаешь из повестки дня, и о тебе забывают».