Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россиян обяжут платить дополнительный сбор на случай банкротства авиакомпаний

Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Власти готовятся обязать россиян платить от 150 до 300 руб. в виде дополнительного сбора при покупке авиабилетов. Собранные средства будут поступать в «резервный фонд поддержки пассажиров» на случай банкротства авиакомпаний, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка.

По их словам, в июне Минтранс уведомил авиакомпании, что вернулся к инициативе «Ростеха» по запуску «национальной системы взаиморасчетов на воздушном транспорте» на базе единого оператора — АО «Авиагарант». Источником гарантийных резервов должен стать «регулируемый сбор, взимаемый при оформлении перевозки».

В «Ростехе» подтвердили проработку инициативы, но подчеркнули: «до принятия конкретных решений комментарии преждевременны». Также там исключили, что новый сбор будет дублировать уже существующий, который вносят в Систему взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ). Размер этого сбора — 185 руб.

Источник в госкорпорации отметил, что сбор нужен для возмещения средств пассажирам при отмене рейса или в случае банкротства авиакомпании. В Минтрансе подчеркнули, что на текущий момент нет прописанного порядка действий авиаперевозчиков при возникновении у них финансовых трудностей. Новый сбор может ускорить возврат средств клиентов при форс-мажорах, а также снизит нагрузку на бюджет при массовых отменах рейсов, как в период пандемии коронавируса.

Перевозчики, в свою очередь, высказывают опасения не только в связи с дублированием сбора, но и с «неминуемым» ростом цен на авиабилеты. Увеличение стоимости перелетов повлечет за собой сокращение пассажиропотока и другие негативные последствия для авиаотрасли, в том числе снижение заказов на новую отечественную авиатехнику, отмечают в авиакомпаниях.

Если отчисления будут на уровне 150–300 руб. с билета, то при текущем пассажиропотоке годовой сбор фонда составит около 1,5–3 млрд руб. В первые годы работы фонда этого не хватит на случай повторения «ковидных» или «санкционных» отмен, говорит источник в экспертном сообществе. При этом для случаев банкротств авиакомпаний объем фонда представляется избыточным.

Однако если сумму сбора снизить «до символических 50 руб.» и публиковать расходы «Авиагаранта», который будет аккумулировать платежи, то идея может быть полезной, заключил эксперт.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку