Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Счетная палата поймала чиновников на манипулировании показателями эффективности своей работы

Антон Силуанов, Министр финансов РФ
Антон Силуанов, Министр финансов РФ Алексей Майшев / Фотохост-агентство РИА Новости

Федеральные власти занизили целевые показатели (KPI) госпрограмм в 2022 году или вовсе исключили их, пишет РБК со ссылкой на Счетную палату.

Аудиторы отметили, что в ряде ведомств делали это в последний момент, злоупотребляя правом корректировки. Так, палата зафиксировала изменения плановых значений после 1 декабря 2022 года в семи государственных программах.

Это «Развитие Северо-Кавказского федерального округа». Ответственный исполнитель — Минэкономразвития. Здесь в сторону ухудшения были скорректированы семь показателей. Среди них «Индекс реального среднедушевого денежного дохода населения, к 2020 году» (снижен с 107,8 до 100,1%) и «Объем инвестиций (за исключением бюджетных), направленных на реализацию инвестиционных проектов» (снижен с 7,1 млрд до 5,9 млрд руб.).

В Минэкономразвития объяснили это санкциями, введенными из-за войны в Украине. В частности, ограничения привели к повышению стоимости логистики импортного оборудования и материалов, росту инфляции, цен на стройматериалы, сокращению собственных средств предприятий из-за падения прибыли и резкому увеличению стоимости кредитов.

Еще одна скорректированная в последний момент госпрограмма — «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Ответственный исполнитель — Минфин. Здесь с 4 до 5% ВВП был увеличен показатель «Ежегодный первичный структурный дефицит федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту».

В Минфине пояснили, что утвержденные на 2022 год значения не учитывали войну в Украине и последовавшие за ней санкции, из-за чего пришлось адаптировать экономическую политику к перестройке хозяйственных связей. Например, приостанавливать бюджетные правила, увеличивать расходы на поддержку экономики, вводить отсрочку по уплате страховых взносов.

В целом за год паспорт госпрограммы менялся 13 раз, и эти корректировки «в значительной степени ухудшали параметры, заложенные первоначальной редакцией», что, по мнению Счетной палаты, говорит о «неэффективном управлении» со стороны Минфина.

Еще одной проблемной программой стало «Информационное общество». Ответственный исполнитель — Минцифры. Здесь был занижен ряд показателей. В том числе «Создание и функционирование центра компетенций по импортозамещению программного обеспечения и инфраструктурных решений» (на 93%) и «Обеспечение фондом „Сколково“ первого масштабного внедрения российских решений в сфере ИТ» (на 57%).

Минцифры назвало среди причин корректировок изменение сроков реализации мероприятий, технические ограничения, а также невысокую востребованность отдельных льготных программ. При этом средства, выделенные на указанные цели, были либо сокращены, либо перераспределены на другие проекты, добавили в ведомстве.

Также корректировке подверглась программа «Развитие лесного хозяйства». Ответственный исполнитель — Минприроды. Были снижены показатели по «Доле площади земель лесного фонда, переданных в пользование», «Отношению фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины» и госпрограммы «Охрана окружающей среды».

Менее чем за месяц до представления отчета были внесены изменения и в госпрограмму «Юстиция». Ответственный исполнитель — Минюст. В ней с 25 до 10% снизился показатель «Доступности массовых и социально значимых государственных услуг Минюста России в электронном виде». 

Помимо этого аудиторы зафиксировали корректировки целевых значений в госпрограммах «Развитие рыбохозяйственного комплекса» под ответственностью Минсельхоза и «Социально-экономическое развитие арктической зоны» под управлением Минвостокразвития.

Такие злоупотребления позволили чиновникам продемонстрировать свои «достижения», поскольку в результате фактические значения оказались значительно выше плановых: 30,7% от числа реализованных показателей были перевыполнены более чем на 25%, отметили в Счетной палате.

При этом в некоторых госпрограммах показатели были вообще исключены, поскольку достичь их не удалось. Например, в «Развитии культуры» Минкультуры обнулило значение «Создано мобильное приложение „Культурный навигатор“», а также показатель разработки и внедрения платформы «Культурная карта 360». «Запланированные средства в 2022 году не были использованы и направлены в конце года в резервный фонд правительства Российской Федерации, что свидетельствует о неэффективном планировании расходов федерального бюджета», — подчеркнули аудиторы.

Подводя итоги, Счетная палата предложила установить норму, которая лишит ответственных исполнителей госпрограмм права корректировать плановые показатели «в декабре отчетного года и в следующем после отчетного году».

Аудиторы также обратили внимание, что во всех госпрограммах преобладают показатели, которые рассчитываются по методикам, утвержденным самими исполнителями. Сейчас таких порядка 68%. Это доминирование грозит искажением реальных изменений, в том числе за счет постоянной корректировки методик расчета на уровне ведомства, отметили в Счетной палате.

С 2022 года госпрограммы и нацпроекты выполняются под руководством куратора (вице-премьера), имеют целевые показатели и чиновников, ответственных за каждую составляющую. За невыполнение плана предусмотрены санкции — дисциплинарные взыскания с конкретного чиновника, сокращение бюджета госпрограммы или ее закрытие.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку