Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Кремль может национализировать потребительский бизнес иностранцев вслед за заводами Carlsberg и Danone  

Пивоваренная компания «Балтика»
Пивоваренная компания «Балтика» Петр Ковалев / ТАСС

Вопрос, какие еще активы работающих в России зарубежных компаний приглянутся друзьям и соратникам Владимира Путина, – наверное, главный, что занимает их руководителей и наблюдателей. По мнению аналитиков, это может быть бизнес зарубежных компаний с развитым местным производством и сильными брендами, пишет Bloomberg.

Как раз такими являются «Данон Россия» и «Балтика», оказавшиеся первыми в очереди на национализацию.

«Снять» денежный поток

«Наиболее вероятно введение внешнего управления в полностью локализованных [иностранных] компаниях, которые не зависят от поставок технологий или компонентов из-за рубежа», – считает Наби Абдуллаев, партнер лондонской консалтинговой компании Control Risks. Шансы на захват иностранных активов возрастают, по его мнению, если у заинтересовавшихся ими людей, имеющих связи во власти, также есть опыт работы в соответствующей отрасли.

Именно так произошло в случае с «Балтикой» – российским подразделением датской Carlsberg, руководить которым Росимущество назначило Таймураза Боллоева, близкого знакомого Путина. Он уже возглавлял «Балтику» в 1991-2004 гг. Carlsberg приобрела российскую пивоваренную компанию в 2008 г., сейчас у «Балтики» восемь заводов, более 50 наименований пива, в 2022 г. она заняла второе место в стране по его выпуску.

«Данон Россия» после указа Путина о передаче ее Росимуществу возглавил «дорогой племянник» Рамзана Кадырова 32-летний Якуб Закриев, министр сельского хозяйства Чечни. Он уже побывал в московской штаб-квартире, чтобы встретиться с сотрудниками и осмотреть свой новый актив, рассказал Bloomberg знающий об этом человек.

Danone в России принадлежит, в частности, бренд №1 среди молочных продуктов «Простоквашино». Хотя материнская компания больше не контролирует управление своим российским бизнесом, она «остается его законным собственником», сообщила Danone вечером в среду. Компания изучает возможности по защите своих активов и прав как акционера, а пока с июля исключит показатели «Данон» из консолидированной отчетности, спишет 200 млн евро стоимости активов и учтет в убыток отрицательную валютную разницу по российским операциям в размере 500 млн евро.

«Данон Россия» приглянулась находящимся под санкциями членам элиты, включая бизнесменов, близких к Кадырову, писала Financial Times. Кадыровцев интересуют западные продовольственные активы, рассказали собеседники газеты, один из них пояснил:

Почему еда? Из-за стабильных объемов продаж и нормы прибыли.

Другой источник FT сказал про бизнес Carlsberg и Danone: компании так хорошо управляются, что «любой покупатель может просто, ничего не делая, "снять" денежный поток». «Балтикой», по данным FT, заинтересовались друзья Путина братья Ковальчуки.

Местные бренды

Развитым производством и сильными местными брендами располагают многие компании, десятилетиями строившие бизнес в российском потребительском секторе. Например, американская PepsiCo, которая в 2011 г. купила за $3,8 млрд ведущего производителя соков «Вимм-билль-данн» и создала национального лидера в секторе напитков и продуктов питания.

Работающая в стране около 20 лет «Мондэлис Русь» (входит в американскую Mondelez International) является лидером рынка шоколада, шоколадных конфет и бисквитов. Компания выпускает на трех фабриках печенье «Юбилейное» и бисквит «Медвежонок Барни» – в дополнение к международным брендам Alpen Gold, Milka, Oreo, жевательной резинке Dirol и др.

У британской Unilever большой ассортимент продукции бытовой химии под международными брендами, а в косметике много известных местных, таких как «Чистая линия», «Черный жемчуг», «Бархатные ручки» и пр. Продажи Unilever, имеющей четыре фабрики, упали в России в 2022 г. на 15%. Новый гендиректор компании Хайн Шумахер отказался в среду комментировать журналистам ситуацию с Carlsberg и Danone, но сказал: «С той информацией, что я располагаю, и учитывая меняющуюся ситуацию в России, мы заключаем, что действительно хороших вариантов нет, но наименее плохой из них – вести ограниченный бизнес, и этим мы сейчас и занимаемся».

Ряд компаний после начала войны в Украине остановили инвестиции, перестали развивать бизнес и продавать продукцию под флагманскими брендами, заменив их на местные, тоже российского производства. Например, швейцарская Nestle вместо KitKat выпускает теперь батончики Goodmix, а вместо продуктов Nesquik – продукцию под марками «Хрутка» и «Чудастик». Компания, имеющая шесть фабрик и около 7000 сотрудников, «радикально сократила» ассортимент и выпускает теперь только «базовые продукты для местного населения», сказал CNN представитель Nestle.

Все эти компании – из «недружественных» стран. Министр торговли Денис Мантуров недавно заявил «Российской газете», что власти будут «активно задействовать механизм введения внешнего управления», потому что «наша экономика и наши граждане не должны страдать от действий недобросовестных собственников». Таковыми он считает иностранные компании, которые «полностью останавливают производство или сворачивают свои инвестиционные программы».

Государство получит «суперпреимущественное» право на покупку акций стратегических компаний у уходящих иностранцев, говорится в проекте президентского указа (об этом в понедельник сообщил «Интерфакс»).

Перераспределение активов

Многие западные компании пытаются найти покупателя на российский бизнес и уйти из страны. Но если до недавних пор возможность продать активы, пусть с большим дисконтом, еще была, то теперь непонятно, зачем друзьям Путина и его соратников вообще платить за то, что они могут получить просто так. «Подход Кремля изменился, – говорит Александра Прокопенко, приглашенный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии. – Раньше иностранцы могли уйти, но им нужно было заплатить. Теперь Россия покончила с формальностями и решила забирать активы бесплатно».

Это новый фронт войны, считает она: «Если Кремль пойдет дальше, он вернется в 1990-е – к распределению активов в пользу более предпочтительных владельцев».

Передавая ценные активы влиятельным бизнесменам и политическим союзникам, Путин может стараться укрепить свою поддержку, сильный удар по которой нанес мятеж Евгения Пригожина месяц назад, сказал Bloomberg Уильям Померанц, директор Института Кеннана при Международном центре Вудро Вильсона:  

Пытаясь удержать власть, Путин будет делить многие находящиеся в России экономические активы и раздавать их своим приближенным, чтобы укрепить свою политическую позицию.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку