Утечки из Федеральной налоговой службы списков блогеров, которые подозреваются в махинациях и неуплате налогов, могут помочь их участникам скрыть нарушения или «избежать ответственности, покинув страну», заявили в Ассоциации блогеров и агентств (АБА).
Организация направила в ФНС письмо с требованием разобраться в последней утечке, в которой говорилось о 100 российских звездах, не платящих налоги, пишет Forbes со ссылкой на копию документа.
Публикация появилась 23 июля в телеграм-канале Mash. В ней сообщалось, что налоговая готовится устроить «основательный разнос» певице и телеведущей Ольге Бузовой, блогеру Иде Галич, телеведущей Ксении Бородиной и другим знаменитостям. В частности, их ждут выездные проверки налоговых инспекторов. По данным Mash, ФНС уже приостановила операции по счетам некоторых фигурантов списка.
Также телеграм-канал писал, что блогеров подозревают в «работе за наличные без закрывающей документации, неуплате 13% с дохода, создании нескольких ИП — на друзей и родственников».
В АБА потребовали от ФНС «прекратить сливы конфиденциальной информации до выявления реальных нарушений и провести внутреннее расследование». По мнению организации, представитель налоговой нарушил режим налоговой тайны (ст. 102 НК РФ), распространив список блогеров в СМИ.
Согласно указанной статье, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением информации, которую ФНС размещает в открытом доступе. К тайне не относятся данные о задолженности, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение.
Кроме того, в АБА считают, что списки недобросовестных блогеров порочат их честь и достоинство, а также формируют к ним негативное отношение аудитории. Это отражается на репутации и доходах инфлюенсеров, с которых они «в том числе платят налоги». Утечки подобных списков невыгодны как инфлюенс-рынку, так и ФНС, подчеркнули в АБА.
«Mash приводит перечень конкретных нарушений: организация финансовых схем, работа за наличные. Скорее всего, речь идет о сведениях, полученных в рамках контрольных процедур либо предпроверочного анализа. Такие сведения не относятся к налоговой тайне», — отметил руководитель практики налогового и административного права Maxima Legal Никита Дейнега.
Однако, по его словам, сотрудник налоговой мог нарушить статью 152 Гражданского кодекса о защите чести, достоинства и деловой репутации, если сведения, переданные телеграм-каналу, окажутся неверными и тот не сможет доказать обратное.