Дефицит рабочих рук, давящий на российские компании с начала войны в Украине, продолжает усугубляться.
По состоянию на июнь 2023 года работодателям требовалось 2 млн сотрудников против 1,9 млн в мае, следует из данных Росстата, которые приводят «Ведомости».
Закрыть вакансии не выходит даже с учетом увеличения численности рабочей силы: в апреле–июне она выросла на 300 тыс. по отношению к предыдущему кварталу и достигла 75,8 млн, сообщил Росстат.
Несмотря на это, зарегистрированный в июне уровень безработицы остался на минимальном за всю историю наблюдений уровне — 3,1%.
Прирост рабочей силы не всегда и не полностью трансформируется в занятость, поскольку показатель охватывает численность всего трудоспособного населения от 15 лет, объяснил проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.
После массового отъезда россиян за границу в 2022 году, во время которого страну могли покинуть от 600 тыс. до 1 млн граждан, Минэкономразвития зафиксировало сокращение рабочей силы на 600 тыс. человек, до 74,9 млн человек.
Текущий приток мог произойти за счет оккупированных Россией областей Украины, пенсионной реформы и возвращения части уехавших граждан, говорит Сафонов. Также свой вклад внесла трудовая миграция: согласно Росстату, прирост мигрантов за январь–май составил 109 774 человек.
Увеличение рабочей силы может объясняться методикой Росстата, при которой обследование проводится среди 77 тыс. человек, а затем результаты экстраполируются на все население, уточняет экономист, автор телеграм-канала «Твердые цифры» Елена Ахмедова.
Но даже появление новых трудовых ресурсов не становится решением дефицита на рынке труда, добавляет эксперт. По ее словам, кадры на себя оттягивает сектор «госуправление и обеспечение военной безопасности».
Согласно опросу Института экономической политики им. Гайдара (ИЭП), в июле на дефицит работников пожаловались 42% промышленных предприятий, что стало рекордом с 1996 года.
Опрос Центробанка, проведенный в первом квартале 2023 года, также показал, что обеспеченность работниками у российских предприятий оказалась самой низкой с начала наблюдений в 1998 году. Наиболее острую нехватку кадров отмечали руководители обрабатывающих производств, предприятий промышленности, водоснабжения, добычи полезных ископаемых, а также транспортировки и хранения.