Нидерландская пивоваренная компания Heineken объявила о продаже российского подразделения, включающего семь заводов и 1800 сотрудников, за 1 евро. Возвращаться в Россию, где она работала более 20 лет, Heineken не намерена: сделка не предусматривает возможности обратного выкупа активов.
Правда, Heineken все-таки получит в результате операции 100 млн евро: покупатель, группа «Арнест», согласился по частям выплатить внутрикорпоративную задолженность ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» перед материнской компанией на такую сумму. После сделки, одобренной правительственной комиссией по иностранным инвестициям, Heineken понесет «ожидаемый общий совокупный убыток в размере 300 млн евро», говорится в ее заявлении.
Первую пивоварню в Санкт-Петербурге Heineken приобрела в феврале 2002 г. В портфеле компании более 30 международных, национальных и региональных брендов, включая Heineken, Amstel, Krušovice, Affligem, Gösser, «Три медведя», «Охота», «Окское», «Степан Разин», «Мистер Лис», Strongbow и др.
После российского вторжения в Украину Heineken перестала продавать пиво под рядом международных брендов, включая Heineken, Miller и Guinness, но сохранила Amstel. Компания объяснила это необходимостью обеспечить функционирование российского бизнеса. «Без Amstel он, скорее всего, обанкротился бы, и был реальный риск его национализации», — заявляла компания ранее.
После сделки продажи Amstel будут прекращены в течение полугода.
Покупателем «Объединенных пивоварен Хейнекен» стала группа «Арнест» — крупный производитель парфюмерно-косметической и хозяйственно-бытовой продукции в аэрозольной упаковке в России и странах СНГ.
«Арнест» интересовался и другим пивоваренным активом — бизнесом датской Carlsberg. Последняя объявила в июне о договоренности продать свое российское подразделение, компанию «Балтика», но не назвала покупателя. Наиболее предпочтительным покупателем был именно «Арнест», рассказывали Financial Times люди, напрямую знакомые с ходом переговоров.
Правда, в середине июля Владимир Путин своим указом фактически национализировал «Балтику» (а также бизнес французской Danone) и поставил руководить ею своего давнего знакомого Таймураза Боллоева, который возглавлял компанию в 1991–2004 гг.
Чтобы получить одобрение правительственной комиссии и обеспечить продолжение работы российского бизнеса, Heineken согласилась предоставить трехлетнюю лицензию «на некоторые менее крупные региональные бренды». Однако нидерландская компания не будет осуществлять их поддержку, а также получать какие-либо средства, включая роялти, за их использование и продажу товаров под этими марками. Соглашение с группой «Арнест» не включает опциона на обратный выкуп активов или возвращения Heineken в Россию каким-либо иным способом.