4 сен (Рейтер) - После бурного августа инвесторы надеются, что сентябрь подтвердит, что кажущийся неумолимым рост процентных ставок скоро закончится и принесет передышку как акциям, так и облигациям.
Однако есть несколько проблем. Сентябрь насыщен крайне рисковыми факторами, в числе которых заседания центробанков, саммит G20 и выход ключевых данных, не говоря уже о том, что это, как правило, худший месяц в году для могущественного S&P 500.
Вот важные для рынков события наступающей недели.
1/ СТРАШНЫЙ СЕНТЯБРЬ
После завершения симпозиума центробанков в Джексон-Хоуле инвесторы пристегивают ремни в ожидании потенциально волатильного месяца.
Согласно записям CFRA за период с 1945 года, сентябрь для S&P 500 - это худший месяц, отнимающий у индекса каждый раз в среднем+ 0,7%.
Катализаторов волатильности достаточно много. Данные об инфляции в США 13 сентября, скорее всего, должны подтвердить картину замедляющихся потребительских цен и устойчивого роста, стимулировавшего фондовые рынки на протяжении большей части года.
Инвесторы также будут внимательно изучать всё, что скажет глава Федрезерва Джером Пауэлл на пресс-конференции по итогам заседания центробанка 20 сентября, чтобы оценить вероятность очередного повышения ставки в этом году.
Между тем существует риск четвертого за десять лет шатдауна в США - остановки работы правительства и федеральных учреждений - в случае, если конфликтующие американские законодатели не смогут договориться до 30 сентября, когда закочится текущий финансовый год.
В ближайшие дни ожидаются показатели активности в секторе услуг США.
2/ ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАЦИЕНТ
Германия, похоже, станет единственной крупной экономикой, которая в этом году столкнется с рецессией. В августе деловая активность в Германии сокращалась самыми быстрыми темпами за последние три года, деловые настроения ухудшились, а во втором квартале экономика стагнировала.
Неудивительно, что экономическую державу региона снова называют «больным человеком Европы».
Данные о промышленных заказах и производстве за июль, выходящие на этой неделе, могут укрепить эту оценку и поддержать аргументы в пользу сохранения ЕЦБ процентных ставок в сентябре.
Правящая коалиция в Бундестаге только что согласовала комплекс мер, призванных облегчить налоговое бремя для корпораций на 7 миллиардов евро ($7,56 миллиарда) и дать экономике, как выразился канцлер Олаф Шольц, сильный толчок.
Однако экономисты скептичны - они считают, что стимулы, составляющие всего 0,2% ВВП, не изменят ситуацию и что пациенту потребуется больше лекарств.
3/ ПОЗИТИВНАЯ «ДВАДЦАТКА»?
Некоторый прогресс, достигнутый этим летом в отношении госдолга ряда проблемных развивающихся экономик, оказавшихся в дефолте или на его грани, резко повысил доходность суверенных облигаций Пакистана, Шри-Ланки, Ганы и Замбии с начала года.
Это светлое пятно может во время саммита G20 в Дели оказать поддержку усилиям в борьбе с хроническим и пагубным долговым кризисом стран с развивающейся экономикой.
Международные организации и страны-кредиторы использовали большинство таких встреч для доработки общего рамочного соглашения, призванного ускорить и облегчить выход из долгового кризиса.
Однако отсутствие в Дели председателя КНР Си Цзиньпина может помешать достижению этой цели. В последние годы Китай был крупнейшим кредитором некоторых развивающихся стран, и нежелание Пекина идти на большие уступки - основной камень преткновения на пути к реструктуризации долгов.
4/ ПЛАВНЫЙ ПЕРЕХОД
Резервный банк Австралии во вторник, как ожидается, в третий раз подряд сохранит на одном уровне процентные ставки, в то время как глава регулятора Филип Лоу готовится передать бразды правления своему заместителю Мишелю Баллоку.
Резкое замедление инфляции указывает на то, что перед Баллоком будет стоять более легкая задача, чем была у Лоу, которому не раз приходилось отступать от своей позиции или делать резкие развороты; возможно, поэтому глава центробанка не смог удержаться на посту на второй срок.
Ставки ЦБ Австралии в результате шедшего с мая 2022 года совокупного повышения на 400 базисных пунктов находятся на максимуме 11 лет в 4,1%. Трейдеры полагают, что это уже потолок и стоимость заимствований расти не будет, так как в июле инфляция неожиданно упала ниже 5%, до минимума 17 месяцев.
Однако не всё так просто. Экономические риски в Китае - основном торговом партнере Австралии - возрастают как раз в тот момент, когда ситуация на внутреннем рынке становится более радужной.
5/ БАНК АНГЛИИ НА КРАЮ
Достаточно ли замедлилась экономика Великобритании для того, чтобы Банк Англии прекратил борьбу с инфляцией?
Данные о розничных продажах в Великобритании за август, которые будут опубликованы 5 сентября, могут укрепить мнение, отраженное в других опросах, а именно то, что потребители настроены крайне осторожно.
Настроения ухудшились вместе с замедлением темпов роста рынка жилья после 14 последовательных повышений ставок. Ежемесячная статистика цен на жилье от Halifax будет опубликована 7 сентября и покажет, ослаб ли еще больше сектор жилой недвижимости Великобритании, объем которого оценивается в 9 триллионов фунтов ($11,37 триллиона).
Однако экономика, которая уже не один раз посрамила прогнозы рецессии, может получить дополнительный импульс к росту.
В июле базовая инфляция в Великобритании опустилась до 6,8%, с октября ожидается снижение стоимости энергоносителей, а зарплаты наконец-то показали рост в реальном выражении.
Если это заставит британцев вернуться в магазины, это может укрепить решимость Банка Англии продолжать жесткую борьбу с инфляцией.
($1 = 0,7914 фунта)
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Аманда Купер при участии Иры Иосебашвили в Нью-Йорке, Кевина Бакленда в Токио, Дары Ранасинге, Либби Джордж и Наоми Ровник в Лондоне)