МОСКВА, 5 сен (Рейтер) - Текущая ценовая динамика с учетом сильной инерционности создает риски для возвращения инфляции к цели в 2024 году, требуя решительных мер со стороны денежно-кредитной политики, написали эксперты ЦБР в ежемесячном обзоре «О чем говорят тренды».
Ранее во вторник зампред Центробанка Алексей Заботкин допустил новое повышение ставки на заседании 15 сентября, после того, как на экстренном заседании 15 августа ЦБР поднял ставку сразу на 350 базисных пунктов до 12,00% в попытке стабилизировать курс рубля.
В обзоре ЦБР указал, что в июле-августе повышательный тренд в текущей динамике потребительских цен укрепился и распространился на многие группы товаров и услуг, а ослабление рубля, продолжающееся с середины 2022 года, достигло уровня, когда эффект переноса курса в потребительские цены усилился.
Накопленные ранее запасы импортных товаров, приобретенных по более благоприятному валютному курсу, и торговая маржа перестали сдерживать рост потребительских цен.
«Этому способствовало дальнейшее нарастание потребительского спроса на фоне роста доходов и розничного кредитования. Активное расширение спроса, превосходящее возможности наращивания предложения, также привело к повышению роста цен товаров и услуг с низкой импортной составляющей», - сообщил ЦБР.
Дорожает электроника, что связано с ослаблением рубля, и участники рынка ожидают повышенной динамики в ближайшие месяцы на фоне растущего спроса. Также под влиянием курса ускорился рост цен на автомобили иностранных марок, прежде всего подержанные машины.
«С учетом повышения спроса как на новые, так и на автомобили с пробегом, рост цен может продолжиться», - пишет регулятор.
Плюс ослабление рубля ведет к росту инфляционных ожиданий. Кроме ожиданий населения, мониторинг предприятий ЦБР зафиксировал резкое увеличение ценовых ожиданий предприятий в августе на фоне роста издержек.
Все это создает риски для возвращения инфляции к цели в 2024 году и требует жесткой политики.
При этом Центробанк указал, что степень жесткости ДКП определяется не номинальным уровнем ключевой ставки и других процентных ставок в экономике, а реальным уровнем – разницей между номинальными ставками и ожидаемой экономическими агентами инфляцией.
«Должно пройти время (несколько кварталов), прежде чем полностью проявится ее влияние на нормализацию совокупного спроса в экономике и через него на разворот инфляционных тенденций. Это требует более длительного, чем в похожих эпизодах в прошлые годы, сохранения жесткой денежно-кредитной политики», - пишут аналитики ЦБР.
Они верят, что меры ДКП в сочетании с ожидаемым возвращением к параметрам бюджетного правила приведут к охлаждению внутреннего спроса и сбалансированному росту экономики при нахождении инфляции на цели.
Ранее заместитель президента-председателя правления ВТБ , финансовый директор банка Дмитрий Пьянов говорил о распространенном на рынке заблуждении, будто резкое увеличение ключевой ставки будет краткосрочным, исходя из опыта 2022 года или декабря 2014 года.
«Мы считаем, что это ожидание не оправдано, - повышение ключевой ставки не связано с факторами обеспечения финансовой стабильности, оно имеет исключительно природу борьбы с ускорившейся по статистике инфляции. И до тех пор, пока текущая инфляция не будет приведена к таргету ЦБ 4%, мы будем жить со ставкой 12%», - сказал Пьянов.
Аналитики ВТБ считают, что раньше середины 2024 года снижение ключевой ставки не случится. (Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)