Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Путину придется объясниться

Война против урожая – Молитвой побежден мятеж Пригожина – Одна великая страна

Официальная политика состоит в том, чтобы было поменьше политики
Официальная политика состоит в том, чтобы было поменьше политики

Здравствуй, дорогой электорат! В эти дни большинство из нас, вне зависимости от нашего желания, даже не зная об этом, участвует в ежегодном едином дне голосования, который продолжается три дня. Забавное несоответствие, точно характеризующее суть процедуры: она не то и не такова, как называется.
С вами – еженедельная рассылка The Moscow Times, в которой найдется место:

  • Михаилу Мишустину, умело скрывающему размер доходов;
  • кубинцам, готовым рисковать жизнью ради шальных денег;
  • Нобелевским лауреатам, которым не рады на их родине.

 
Но начнем мы, как уже понятно, с выборов. Наш колумнист Александр Кынев проделал гигантскую работы и максимально подробно описал политические и общественные особенности нынешнего голосования.

Как власть управляет оппозицией – или «оппозицией»? – а через партийную инфраструктуру, через постепенное и неуклонное удушение политического процесса. Почему снизилась конкуренция – а потому что власть все сильнее боится допускать к выборам реальных харизматиков, настоящих представителей того самого электората. А там, где ей вдруг не удается совладать с популярным человеком, как, например, это случилось в Хакасии, – приходится отступать, смиряться.

Отдельно остановимся на агитации. И даже не на всей агитации, а на теме «специальной военной операции» в предвыборной кампании. Есть сведения, что избыточное внимание кандидатов в агитации к теме СВО снижало их рейтинг. Далеко идущих выводов, пожалуй, делать не следует, рано; СВО ведет далекий Владимир Путин, а не региональные депутаты, тема не для них.
Но вот тут-то и кроется главное в нынешней кампании: она – прелюдия. Следующие выборы – президентские, если все по закону, состоятся в марте.

Тренировка электронного волеизъявления вовсю идет, так что с подсчетом голосов проблемы не будет. Но в нынешних российских условиях и 90% – не легитимность, а административная ловкость, это всем понятно. Политика вытеснена из легального поля на кухни и в социальные сети, где и создаются общественные настроения. К выборам или на выборах, но правителю придется четко объяснить гражданам, что он будет делать следующие шесть лет. Да-да, мы знаем, Путин за русский мир против геев и неонацистов, – но на президентских выборах этого явно не будет достаточно.

Дипломат Борис Бондарев остужает наши шапкозакидательские настроения: даже если накопится протест, и его удастся (ну вдруг) зафиксировать на избирательных участках, эту победу нужно будет защитить. Как у Путина нет стратегии, что делать после войны, так и у оппозиции – что делать, если вдруг электорат ее поддержит.

И последнее о выборах. При всей их будто бы никчемности практический смысл кое-где вырисовывается. Политолог Александр Морозов замечает, что с помощью криво и странно устроенного голосования все-таки осуществляется легализация оккупированных территорий Украины.

В таких условиях обеспечивается стопроцентная свобода волеизъявления. Или даже более чем стопроцентная
В таких условиях обеспечивается стопроцентная свобода волеизъявления. Или даже более чем стопроцентная

Экономика: приватизация была неправильной

Агропром в новой российской истории – предмет обоснованной гордости чиновников и патриотов: накормили страну, стали крупнейшим экспортером пшеницы, хоть где-то обогнав Америку. Неудивительно, что именно сельское хозяйство пало жертвой войны – чтобы убрать урожай, нужно заправить технику, а дизельное топливо отправилось на фронт.
Даже по нынешней рекордной цене— более 72 тыс. рублей за тонну — солярку купить невозможно. «Сейчас она полностью отсутствует. Ситуация очень критическая, терпение на исходе, нервы сдают, люди готовы выходить и перекрывать дороги»,— пожаловался председатель Ассоциации фермерских хозяйств и сельхозкооперативов края Сергей Колесников.

Передвижные заправки ушли воевать
Передвижные заправки ушли воевать

Забеспокоился министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев – вот он, на фото, ласкает пшеницу. 

А это же не просто так министр беспокоится, это же сын главной интеллектуальной силы РФ, секретаря Совета безопасности Николая Патрушева. Сам Николай Платонович староват уже, поэтому некоторое время ходили слухи, что именно Дмитрия готовят в преемники присноизбираемому Владимиру Путину. Но даже преемнику пока не удается достать солярки!

На топливном рынке ситуация вообще аховая: дешевый рубль означает высокую внутреннюю цену нефти и нефтепродуктов, заправки уже работают в убыток, но невозможно запретить нефтегазовым компаниям экспорт, а именно экспортные цены и тянут за собой внутренние. Зарубежным покупателям российская нефть нравится своей дешевизной: потолок цен (максимум $60 за баррель) давно пробит, но скидку россияне все равно дают порядочную. Вот, к примеру, впервые пошла нефть в Бразилию.

Странно, правда? Вроде бы Бразилия – очень крупный экспортер нефти! На самом деле, нефтепереработка в стране старая и не способна перерабатывать основную бразильскую нефть сорта марим – она тяжелая, российский сорт Urals легче, а еще и дешевле, чем западноафриканская или иракская нефть, которую прежде покупали бразильские НПЗ.

В общем, экспорт и война создали в РФ дефицит горючего.
Но для бюджета это только хорошо. Тут мы бы обратили внимание на элегантность, с которой председатель правительств России Михаил Мишустин обходит вопрос о поступлениях в казну от нефтегазового сектора. Ненефтегазовый – пожалуйста, с цифрами, а доходы от углеводородов – секрет! Но больше, гораздо больше!

Михаилу Мишустину немного не хватает в бюджете, триллиона три
Михаилу Мишустину немного не хватает в бюджете, триллиона три

Несмотря на такие отличные результаты, бюджет по-прежнему дефицитный, и покрывать дефицит приходится из Фонда национального благосостояния – потому что занимать на рынке деньги Минфину стало невыгодно: 11,5% рыночная ставка! 6 сентября вообще не удалось продать облигации.

Как всегда, в таких случаях громко заявляют о себе какие-нибудь депутаты – предлагают пограбить население, вот, например, ввести 30-процентную ставку НДФЛ. «Бюджет получил бы 2,5 триллиона рублей, и не надо было бы просить их у олигархов», – посчитал депутат-коммунист Николай Арефьев.
Забавно, что коммунист заботится об олигархах, правда? Кажется, наоборот должно быть? Коммунисты же считают, что олигархи ограбили народ во время грабительской приватизации!

Но за национализацию приватизированных тридцать лет назад активов бьется Генпрокуратура. Речь – о Губахинском химическом заводе, который сейчас входит в группу «Метафракс», на заводе синтезируют метанол, формальдегид и их производные.

Это долларовый миллиардер Сейфеддин Рустамов, его-то, видимо, и лишают сейчас акций одного из крупнейших в РФ производителей метанола
Это долларовый миллиардер Сейфеддин Рустамов, его-то, видимо, и лишают сейчас акций одного из крупнейших в РФ производителей метанола

Прокуроры говорят, что завод ну никак не мог достаться частникам: ядовитые вещества не приватизируются. Представители собственников (уже почти бывших) возражают: так ведь актив уже сколько раз из рук в руки перешел, все по закону.
У пермских журналистов есть предположение, что национализация имеет конечного бенефициара. Это, если помните, десять лет назад «Башнефть» внезапно оказалась неправильно приватизированной, ее забрали у АФК «Системы», и вскоре она досталась «Роснефти».
Журналистам кажется, будто в нынешней национализации может быть заинтересован Дмитрий Мазепин. Приватизацию Губахинского химзавода некогда обернул в свою пользу другой олигарх, Дмитрий Рыболовлев, потом инвестировавший миллиарды в актив, но он уже давно его продал – как продал Мазепину производства минеральных удобрений в том же Пермском крае.
Сюжет будет неполон, если не сказать, что основой Губахинского химзавода послужило оборудование, вывезенной из Германии после победы. Оно принадлежало печально знаменитой компании IG Farbenindustrie, которая использовала труд заключенных концлагеря «Освенцим», а еще выпускала химическое оружие – газ «Циклон Б».
 
В заключение рубрики – о частных деньгах. Мы еще о Китае ниже скажем, об отношении к нему граждан РФ, а пока придется констатировать, что российское население не любит юаней. Евро и доллары любило, а в китайской валюте копить не желает.

Это кому есть что копить. А кому нечего, тем тоже плохо: не дают в долг даже микрокредитные организации: на 4–6  процентных пунктов упала доля одобренных заявок новых клиентов, с 17-19% до 13,2%.

Теперь гражданам остается занимать деньги у черных кредиторов, едва ли это хорошая альтернатива легальному рынку
Теперь гражданам остается занимать деньги у черных кредиторов, едва ли это хорошая альтернатива легальному рынку

Как, может быть, вы заметили, дорогой читатель, в нашей рассылке впервые за всю ее историю нет ссылок на наших друзей из VPost.
Объяснение простое: телеграм-канал стал частью The Moscow Times, он отдан мнениям и комментариям. В качестве прощального привета – типичная для VPost публикация о пиве.

Общество: где же теперь взять повара?

The Moscow Times провела настоящее расследование, результаты которого подтверждают хорошо известную максиму: если РФ в чем-нибудь обвиняет Украину, то скорее всего, она это сама делает. Сколько говорили разные адепты русского мира, что-де Украина скупает наемников по всему свету! Скупает, но не Украина, а РФ – на Кубе!

«Много молодых парней, которые едут сюда за деньгами прямиком с Кубы. Это не местные кубинцы, они не останавливаются в Москве, сразу подписывают контракт и едут воевать» – рассказывает работающий с наемниками переводчик с испанского.
Выше мы говорили об агитации с использованием темы “СВО” и констатировали, что тема-то неудачная. Как показывает мониторинг «Левада-центра», популярность армии стал минимальной с момента вторжения в Украину. Минимальной – не значит маленькой, но тенденция очевидная.

Поддержка снижается, да, но агрессивность пока никуда не делась, и вот оказывается, что в других странах это неплохо чувствуют, считая именно РФ главной угрозой миру.

Мы с вами, конечно, знаем, что иностранцы все неправильно понимают. Например, историю все время перевирают (это шутка, на всякий случай предупредим) – и приходится Владимиру Путину в качестве подготовки к 80-летию победы над Германией защищать нашу историческую память от иностранцев. Наверное, защитниками станут опять великие просветители Мединский и Торкунов!

О поставках по ленд-лизу, обеспечивших материальную базу советской победы, Владимир Путин вспоминать не любит
О поставках по ленд-лизу, обеспечивших материальную базу советской победы, Владимир Путин вспоминать не любит

Историков у нас пруд пруди, а вот поваров стало остро не хватать. Да, погиб самый главный российский повар, мастер готовить пушечное мясо Евгений Пригожин, но видимо, он редкий среди представителей этой специальности патриот. Повара пользуются спросом за пределами нашей великой родины!

Тем временем выяснилось, почему мятеж Пригожина потерпел неудачу: ростовский митрополит Меркурий объяснил это заступничеством Донской иконы Божией Матери. Из чего явно следует, что панк-молебен Pussy Riot в храме Христа Спасителя, если бы не был прерван, привел бы к результату, и Богородица прогнала бы Путина. Не было с ними митр. Меркурия.

Мнения: сеппуку или признак разбалансировки?

Самый популярный материал рубрики принадлежит перу писателя и публициста Валерия Панюшкина и посвящен статье бывшего директора Института США и Канады РАН Валерия Гарбузова, статью опубликовала «Независимая газета». Панюшкин считает, что у закаленного американиста Гарбузова и у опытного издателя Константина Ремчукова кончилось терпение. Эта версия хороша и логична, но не оставляет места для так любимой русским умом конспирологии. Конспирологи же считают, что неспроста два таких умника осуществили смелую публикацию, свидетельствует это о какой-то разбалансировке в верхах!

Социолог Алексей Левинсон, вероятно, посмеялся бы такой конспирологии, потому что видит константу или почти константу – рейтинг Владимира Путина. На сей раз Левинсон рассказывает о том, какие страны россияне относят к великим – и обнаруживает, что только РФ! Была у властей РФ идея поделить мир между РФ и США, они эту идею даже имплицитно выразили в знаменитом ультиматуме о красных линиях осеннюю 2021 года. Но российский респондент их уже не поддерживает, как показывает опрос. На втором месте по величию Китай, но он так сильно отстает от РФ, что мир с ним явно делить не получится.

Журналистка Таисия Бекбулатова выступает против опросов – правда, не таких, какие «Левада-центр» делает, а против уличных, с микрофоном под камеру или без таковой. Очень уж они искривляют картину, считает Бекбулатова, вселяют ненужный оптимизм.

Вот уж у кого ненужного оптимизма в отношении Владимира Путина нет совершенно, так это у бывшего министра обороны Украины Алексея Резникова: в статье для The Guardian он уверяет, что одной Украиной дело не обойдется, если не помочь Украине справиться с агрессором.

Широко распространившаяся в сети икона с изображением покойного повара оказалась, как установили фактчекеры из «Проверено.медиа» подделкой
Широко распространившаяся в сети икона с изображением покойного повара оказалась, как установили фактчекеры из «Проверено.медиа» подделкой
Бывший министр Резников просит бывших теперь уже коллег из западных стран энергичней давать оружие Украине
Бывший министр Резников просит бывших теперь уже коллег из западных стран энергичней давать оружие Украине

Сервильных историков власти РФ любят, а вот Нобелевских лауреатов нет, замечает писатель Дмитрий Петров: с представителями естественных наук еще ничего, а вот когда премия мира или по литературе, всякий раз что-нибудь не так. Так автор колонки комментирует присуждение Нобелевскому лауреату Дмитрию Муратову звания иноагента.

Наносит ли подобное отношение людям психологические травмы? – кажется, нет, лауреаты люди все очень твердые. Но обычные люди травмам подвержены сильно, а что с этим делать – в новом выпуске нашего психологического сериала.

Возьмите себя на ручки, пожалуй! А еще – подпишите родных и близких, да и далеких можно, на нашу рассылку, чтобы было о чем разговаривать.
Прощаемся до следующих выходных.

Ваша The Moscow Times 

читать еще