После начала войны с Украиной в российские суды поступило рекордное количество уголовных дел за срыв гособоронзаказа. В 2022 году их число выросло вдвое год к году, а за 8,5 месяцев 2023-го было возбуждено столько же дел, сколько за весь 2021-й, подсчитала «Новая газета. Европа».
Основные причины срывов поставок: нехватка комплектующих из-за санкций, коррупция и дефицит кадров. Уголовные дела возбуждаются, если невыполнение обязательств привело к «существенному нарушению охраняемых законом интересов общества или государства». В остальных случаях сотрудник получает штраф, который назначает Федеральная антимонопольная служба.
Всего с начала войны за срыв гособоронзаказа были «наказаны рублем» по меньшей мере 419 работников ОПК. В реальности нарушений больше, поскольку подсчет основывался на количестве апелляций, поданных на постановления ФАС.
В основном с задачами Минобороны не справляются сотрудники авиа- и судостроительной отраслей, наиболее тесно завязанных на западные детали. Лидером антирейтинга является центр судоремонта «Звездочка», где были оштрафованы 74 работника. Руководители завода не раз становились фигурантами уголовных дел, а в 2020 году предприятие оказалось в реестре недобросовестных поставщиков за срыв стомиллионного госконтракта.
Также были оштрафованы как минимум 39 сотрудников «Конструкторского бюро приборостроения», которое производит почти все высокоточное оружие для фронта. За два месяца до войны завод представил новую разработку — управляемую ракету для беспилотников Х-БПЛА — и пообещал наладить серийное производство к апрелю 2022 года, но затем проект забросили, повесив вину на одну из сотрудниц.
Помимо этого, в пятерку лидеров по штрафам попали ракетно-космический центр «Прогресс» (34 работника), производитель атомных подводных кораблей и дизель-электрических подлодок «Севмаш» (22) и «Уралвагонзавод» (20).
При повторном срыве гособоронзаказа оштрафованным сотрудникам грозит уголовное дело и срок до 10 лет. Из-за затянувшейся войны большинство оборонных предприятий перешли на трехсменный режим работы, но в итоге столкнулись с дефицитом кадров.
О кадровом голоде в оборонной промышленности заговорили еще прошлым летом: тогда вице-премьер Юрий Борисов спрогнозировал, что в ближайшее время ОПК будет не хватать около 400 тысяч человек, из которых 120 тысяч — специалисты с высшим образованием.
Его прогнозы сбылись. А к апрелю 2023 года дефицит кадров установил очередной рекорд, оказавшись самым сильным с 1996 года, выяснилось из опроса, проведенного Институтом экономической политики имени Гайдара.
Еще одна причина срыва госзаказов — коррупция. В мае глава Следственного комитета Александр Бастрыкин пожаловался на повсеместное мошенничество в ОПК. «В это тяжелое для страны время, выполняя оборонзаказ, нашими корпорациями допускаются факты коррупции и воровства. Дальше уже просто ехать некуда», — заявил он. В прошлом году СК направил в суды 8700 дел о коррупции в сфере ОПК — на 700 больше, чем в 2021 году.