Страны ЕС, решившие в знак поддержки быстро открыть для Украины дорогу в союз, в последние месяцы начали говорить о радикальных финансовых и административных реформах, которые потребуются в случае принятия такой большой страны и других кандидатов. Масштаб преобразований становится очевиден на примере возможного общего бюджета, первый расчет которого провели эксперты секретариата Совета Европейского союза.
Получается, что в качестве члена ЕС Украина получит 186 млрд евро в течение семи лет, тогда как многие из нынешних 27 членов превратятся из нетто-получателей средств в нетто-плательщиков, а сельскохозяйственные субсидии для них сократятся примерно на 20%. Об этом пишет Financial Times, ознакомившаяся с исследованием.
Расчет проводился на основании действующих норм для бюджета ЕС на 2021-2027 гг., но для 36 стран. В расширенный союз были включены Украина и Молдова (в 2022 г. получили статус кандидатов в ЕС), а также Грузия и балканские страны: Албания, Босния, Косово, Северная Македония, Сербия и Черногория.
Страны ЕС делают взносы в общий бюджет, откуда деньги выделяются по ряду программ, одни из крупнейших – Фонд сплочения (помогает сократить экономические различия между странами и содействует устойчивому развитию) и Общая сельскохозяйственная политика.
Поскольку уровень благосостояния в новых странах ниже, чем у членов ЕС, именно они получают основные средства из Фонда сплочения. При перераспределения финансов в пользу новых членов Украина, согласно расчетам, получит 61 млрд евро, тогда как Кипру, Литве, Мальте, Словении, Чехии и Эстонии фонд вовсе прекратит выделять деньги.
Но самые значительные последствия ждут Общую сельскохозяйственную политику. Украина, которую называют «житницей Европы» (в стране 41,1 млн гектаров обрабатываемых сельскохозяйственных земель), станет крупнейшим получателем субсидий для фермеров (96,5 млрд евро на семь лет), оттеснив на 2-е место Францию. Другие восемь новых стран получат 29,9 млрд евро. В результате субсидии действующим членам ЕС сократятся на 20,3% в расчете на гектар земли сельскохозяйственного назначения.
Расчеты Совета ЕС сделаны путем простой экстраполяции нынешних бюджетных норм на союз из 36 стран. Между тем, пройдет еще не один год, пока в него смогут вступить даже Украина и Молдова. (Еврокомиссия, как ожидается, в октябре объявит, будет ли она рекомендовать начать с этим двумя странами официальные переговоры о вступлении.) Но авторы исследования Совета ЕС обращают внимание на стоящие перед союзом «очень серьезные вызовы <…> с которыми необходимо тщательно разбираться, чтобы новое расширение было если не поддержано, то хотя бы принято нашими гражданами».
ЕС должен готовиться к расширению до более чем 30 стран, и для этого Еврокомиссия начнет анализ и пересмотр основных политик, определяющих его функционирование, заявила в середине сентября председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен, выступая с посланием к Европейскому парламенту. Вскоре после этого Франция и Германия предложили создать четырехуровневую систему для стран, разделяющих европейские ценности; по их задумке она, в частности, поможет интегрировать новых членов.
Сделанные Советом ЕС расчеты понравятся не всем, сказал FT Муджтаба Рахман, управляющий директор по Европе Eurasia Group:
Они четко показывают, что, если Украина когда-либо вступит в союз, потребуется коренным образом реформировать бюджет и основные политики ЕС. Либо украинский вопрос придется решать новаторским образом и за пределами действующих бюджетных структур ЕС.
В исследовании отмечаются и выгоды от расширения союза: усилится его геополитическое влияние, общий рынок вырастет на 66 млн человек до 517 млн и др.