Президент РФ Владимир Путин поручил правительству изучить возможность строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиб), проект которой появился еще при Иосифе Сталине.
Это следует из списка поручений по итогам совещания с членами правительства в августе. Кабмин должен изучить вопрос совместно с РЖД, Российской академией наук и правительством Кемеровской области. Доклад о его исполнении должен быть направлен в Кремль до 1 марта 2024 года.
Согласно стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, которая была утверждена в 2008-м, строительство Севсиба необходимо для дальнейшего расширения потенциала промышленной зоны в Нижнем Приангарье.
Документ предусматривал, что новая железная дорога свяжет Нижневартовск (ХМАО) — Белый Яр (Томская область) — Усть-Илимск (Иркутская область). Также предполагалось построить ответвление в Красноярском крае от станции Ельчимо до Чадобецкого рудного залегания. Общая протяженность дороги должна была составить 2,2 тыс. км.
Построить Севсиб задумали в начале 1950 годов при Иосифе Сталине, который поддерживал идею. Однако осуществить ее тогда не получилось из-за тяжелых последствий Великой Отечественной войны. Современный вариант проекта полностью повторяет разработку 1980-х и призван разгрузить Транссиб, который не справляется с вывозом сырья в Китай после разворота экономики на Восток.
С 2003 года Севсиб регулярно входит в транспортную стратегию Минтранса. В частности, последняя редакция документа предусматривала, что к прокладке железнодорожных путей приступят уже в начале 2020-х.
Однако правительство «немножко просчиталось с планами по развитию инфраструктуры», отметил Путин на Восточном экономическом форуме в сентябре этого года. По его словам, власти думали, что такого объема грузоперевозок не будет, но после начала войны в Украине и переориентации экспорта на Восток он оказался больше, чем можно было себе представить. «Но ничего, мы справляемся, планы есть», — заверил Путин.
При этом РЖД не хватает рабочих рук для расширения Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. Государственная железнодорожная монополия в 2021 году договорилась с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) о привлечении к строительству второй линии БАМа заключенных из Хабаровского края.
«Это будет не ГУЛАГ, а новые достойные условия», — обещал директор ФСИН Александр Калашников.