Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Почти 123 тысячи рейсов на севере Европы столкнулись с проблемами в навигации из-за глушения GPS Россией

Alec Wilson (CC BY-SA 2.0)

За первые четыре месяца этого года 122,6 тысячи авиарейсов на севере Европы столкнулись с помехами в работе GPS и других спутниковых систем по вине России, говорится в совместном отчете Швеции, Финляндии, Эстонии, Литвы, Латвии и Польши, с которым ознакомился SVT. Страны отметили, что сложившаяся ситуация представляет серьезную угрозу для международной авиационной безопасности.

Только в апреле сбои затронули в среднем 27,4% рейсов в регионе, а в некоторых районах показатель превысил 42%. Речь шла о подмене навигационных данных и глушении сигналов, что приводило к различным последствиям: от неверного определения координат до отказов систем. Иногда проблемы нельзя было устранить вплоть до прибытия самолета в конечный пункт назначения.

Всего от помех пострадали воздушные суда 365 авиакомпаний: 23,4 тысячи рейсов в январе, 28 тысяч в феврале, почти 30 тысяч — в марте и около 41,3 тысячи — в апреле. Страны направили отчет в Международную организацию гражданской авиации (ICAO). «Мы оцениваем ситуацию как серьезную, поскольку количество сбоев продолжает расти и не уменьшается», — отметил начальник отдела Шведского транспортного агентства Андреас Хольмгрен.

Власти смогли установить, что источники помех находятся на территории России: в Калининграде, Санкт-Петербурге, Смоленске и Ростове. Европейские авиационные ведомства выпустили предупреждения для пилотов и призвали авиакомпании усилить меры безопасности.

В августе стало известно, что ICAO может лишить Россию прав на имеющиеся и новые радиочастоты для гражданской авиации в качестве ответа на массовые случаи глушения GPS в районе Балтийского моря. В конце июня Финляндия, Эстония, Латвия и Литва пожаловались в Международный союз электросвязи (МСЭ), а затем вместе со Швецией и Польшей уведомили ICAO об активизации российских средств радиоэлектронной борьбы с целью создания помех самолетам, представив подробные цифры.

Изучив данные, ICAO выразила «серьезную обеспокоенность» безопасностью полетов, заявив, что если Россия в течение 30 дней не примет меры для устранения помех, это будет считаться потенциальным нарушением международного права. В свою очередь МСЭ потребовал от Москвы немедленно прекратить вмешательство.

Под действие «глушилок» попал даже самолет председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, заходивший на посадку в Болгарии. После этого НАТО начала разрабатывать систему противодействия помехам, а генсек блока Марк Рютте назвал вмешательство в работу GPS частью более широкой российской кампании «гибридных угроз».

Россия начала глушить GPS над странами Европы после вторжения в Украину. Сейчас помехи фиксируются почти каждый день от аэропорта Гданьска через оживленные судоходные маршруты Балтийского моря и до воздушного пространства Эстонии и Финляндии, отмечал Defense News. 

Российские власти комментировать ситуацию отказывались. Летом 2025 года Польша выяснила, что работа GPS в районе Балтийского моря подавляется с двух военных объектов, расположенных в Балтийске и Окунево на побережье Калининградской области.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку