С осени прошлого года в России задержали не менее 137 человек по подозрению в диверсиях на железных дорогах. Треть из них — несовершеннолетние, подсчитала «Медиазона».
Всего было возбуждено как минимум 76 уголовных производств. Иногда по одному делу проходят сразу несколько человек. Большинство фигурантов — молодые люди. 39 из 124 обвиняемых на момент задержания не было и 18 лет. Еще 55 человек — в возрасте от 18 до 25 лет. И только 17 — старше 35.
В основном людей задерживают за поджог релейных шкафов, где находится оборудование, регулирующее движение поездов. Также целями диверсий становились рельсы, трансформаторные и тяговые подстанции, посты секционирования и локомотивы.
По числу фигурантов лидируют Москва и Подмосковье (14), Челябинская область (13) и Башкирия (10). В Крыму и Санкт-Петербурге обвиняемыми стали по шесть человек.
Согласно пресс-релизам силовых ведомств, чаще всего мотивом совершения преступления являются деньги (54 случая), 14 раз силовики прямо говорили о «кураторах из Украины», в остальном упоминаются разные причины: от обиды на полицейских до хулиганства. Троим фигурантам вменили работу на «Легион „Свобода России“», который воюет на стороне Украины и признан террористической организацией в РФ.
В основном против задержанных возбуждают дела именно по статье о диверсии (281 УК, 38 дел). Минимальный срок по ней — 10 лет лишения свободы, максимальный — пожизненное заключение.
Есть и более мягкие составы: «Умышленное уничтожение имущества» (статья 167 УК, шесть дел) и «Повреждение транспортных путей» (статья 267 УК, три дела). Однако во время расследования обвинение нередко ужесточается. Так, 16 дел в итоге квалифицировали по террористическим статьям (205–205.5 УК), три — как госизмену (статья 275 УК) или сотрудничество с иностранным государством (статья 275.1 УК). Некоторым фигурантам вменяют сразу несколько статей.
Ранее группа депутатов от «Справедливой России — За правду» во главе с лидером партии Сергеем Мироновым подготовила законопроект о лишении свободы на срок до 20 лет за порчу транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных путей, в период войны. Документ предполагает внесение изменений в статью 267 УК — «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения». Сейчас максимальное наказание по ней — год колонии.