(Изменен заголовок, добавлены подробности по всему тексту)
МОСКВА, 6 окт (Рейтер) - Правительство РФ утвердило дополнительные меры для сохранения стабильности на внутреннем рынке, в частности разрешило экспорт дизтоплива трубопроводным транспортом, восстановило с 1 октября демпфер и ввело заградительную пошлину на экспорт топлива для непроизводителей, говорится в сообщении кабмина.
Россия в конце сентября ввела запрет на экспорт бензина и дизтоплива на неопределенный срок из-за роста внутренних цен, но позже открыла поправками возможность вывоза низкосернистых средних дистиллятов.
Аналитики
считают, что дополнительные поблажки производителям все же не решат проблему окончательно.
Кабмин сообщил в пятницу, что восстановит коэффициент в расчете топливного демпфера до 1,0 с 0,5, что позволит нарастить компенсации переработчикам выпадающих доходов при продаже топлива внутри страны, стимулируя насыщение рынка для сдерживания оптовых цен и удержания розничных на уровне, близком к инфляции.
Для возвращения полного демпфера требуется внести изменения в Налоговый кодекс. Если поправки будут приняты до конца октября, то в действие они вступят с 1 декабря. Таким образом, переработчики смогут получить выплаты по демпферу за октябрь в лучшем случае в декабре при условии, что средние цены на бензин и дизтопливо не превысят установленные законом соответствующие пороговые значения.
Ранее президент РФ Владимир Путин высказал недовольство ростом цен на АЗС, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) стала направлять сетям вертикально-интегрированных нефтекомпаний (ВИНК) и независимым операторам письма о необходимости снизить стоимость нефтепродуктов.
Для противодействия «серому экспорту» правительство в пятницу ввело заградительную пошлину на нефтепродукты в размере 50.000 рублей за тонну для поставщиков, которые покупают топливо для перепродажи.
РФ также сняла ограничения на экспорт дизтоплива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом, при условии, что производитель направляет на внутренний рынок не менее 50% от произведенного продукта.
По данным LSEG, заметное превышение экспортных поставок над внутренними в 2022 году демонстрировали НПЗ Кинеф (80% экспорта от производства), Антипинский НПЗ (60%), ТАИФ-НК (56%). Остальные производители экспортировали меньше, чем отгружали на внутренний рынок.
РФ в прошлом году произвела около 85 миллионов тонн дизтоплива, из них экспортировала около 35 миллионов, в том числе по системе магистральных трубопроводов Транснефти - около 26 миллионов тонн, по данным LSEG.
Транснефть сообщила в пятницу, что возобновит отгрузки дизтоплива через порты после получения документов от властей РФ и по готовности грузоотправителей.
Запрет на экспорт автобензина пока сохраняется.
Кроме того, кабмин увеличил долю обязательной продажи дизтоплива на бирже до 12% от произведенного объема с нынешних 9,5%, для автобензина 5-го класса – до 15% с 13%.
По мнению властей, реализация обязательных к продаже объемов топлива на бирже позволяет независимым АЗС приобретать его по рыночным ценам, что снижает риски монопольного ценообразования. Изменения повысят предложение на торгах и увеличат долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях, рассчитывает правительство. (Олеся Астахова, Максим Назаров, Наталья Чумакова. Редактор Анастасия Лырчикова)