Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Онлайн-магазины обяжут навязывать россиянам отечественные товары

Andrew Neel / unsplash

Интернет-магазины обяжут отдавать первые 25 мест в поисковой выдаче отечественным товарам.

Такая норма содержится в последней версии законопроекта о «российской полке», которую подготовила депутат «Единой России» Татьяна Буцкая, пишут «Известия» со ссылкой на документ.

Законопроект предполагает, что Минпромторг сможет в дальнейшем менять долю отечественной продукции в выдаче, а следить за исполнением закона должен будет Роспотребнадзор.

Цель инициативы — «подвинуть» иностранные товары на полке, чтобы отечественные производители получили толчок для развития.

Новые нормы в случае принятия закона должны вступить в силу 1 марта 2024 года. Все товары на рынке разобьют на отечественные и иностранные. Первыми будут считаться те, что изготовлены на территории России компаниями, принадлежащими россиянам и белорусам. Бренды также должны будут принадлежать гражданам РФ.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в России есть «мощные производства и сильные бренды» — бытовая химия, косметика, парфюмерия и средства гигиены. Но отечественные предприятия слабо представлены в рознице, из-за чего их мощности недозагружены. В итоге россияне «имеют мало возможностей» познакомиться с российскими товарами, а на полках доминируют иностранные бренды.

Отечественные производители, получив приоритет в поисковой выдаче в онлайн-магазинах, начнут развиваться более динамично и будут больше инвестировать в развитие своих мощностей, а также расширят штат и увеличат число разработок, говорится в пояснительной записке. Это, по мнению автора законопроекта, приведет к снижению себестоимости производства и повышению качества товаров.

Важно установить перечень или критерии товаров, на которые будет распространяться новое требование о «российской полке», сказал источник в правительстве. В противном случае, по его словам, закон может нарушить работу маркетплейсов и снизить доступность товаров в целом.

«В нынешней редакции законопроект не решит поставленных целей, а лишь приведет к миллиардным потерям: верхние позиции займут крупнейшие российские производители, у которых нет проблем со сбытом, а доступ малого и среднего предпринимательства к продвижению на электронных площадках будет значительно затруднен», — отметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

По его словам, дополнительные расходы возникнут и у продавцов, которым нужно будет дорабатывать рекомендательные алгоритмы и нанимать новых сотрудников для проверки большого количества документов о российском происхождении товара. Более того, покупатели будут покидать маркетплейсы из-за несоответствия выдачи запросам, подчеркнули в АКИТ.

«Законопроект не учитывает реалии рынка: например, крупнейшие российские нефтяные компании имеют акционеров из разных стран — получится, что их продукция не относится к отечественной. Также неясно, как должны реагировать коллеги по ЕАЭС: почему белорусская продукция получит квоты, а казахстанская — нет. Более того, сейчас на полках магазинов большой ассортимент российских товаров, поэтому нет необходимости вводить такое регулирование», — заявил исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку