Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Краник закручивают и дальше». Правительство перекрыло импорт машин через ЕАЭС

Правительство отбивает попытки по дешевке ввезти автомобили в Россию
Правительство отбивает попытки по дешевке ввезти автомобили в Россию government.ru / VK

Ради пополнения бюджета власти готовы пожертвовать поставками в Россию автомобилей, продажи которых рухнули после начала войны и ухода ведущих мировых автоконцернов.

Правительство решило нанести очередной удар по альтернативному импорту иномарок. Оно утвердило изменения в положение об утилизационном сборе, которые вводят новое ограничение для физических лиц, следует из сообщения Минпромторга.

Они после повышения с 1 августа ставок утильсбора на легковые автомобили для юридических лиц в среднем в 2–3 раза (например, за машину с двигателем 1–2 литра теперь нужно платить 306 000 рублей вместо 178 400 руб.) сохранили право ввозить автомобили по прежним льготным ставкам в 3–5 тысяч рублей – правда, только один в год и с двигателем до 3 литров. При перепродаже в течение года надо доплатить утильсбор по ставке для юрлиц.

Теперь, если автомобиль на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) импортировало юридическое лицо, а потом физлицо ввезло его в Россию, то придется платить ставку утильсбора для юридических лиц. Именно по такой схеме попадали в Россию 60–70% ввозимых через страны ЕАЭС автомобилей. До сих пор они растаможивались по льготным ставкам.

Это новшество окончательно добьет импорт дешевых иномарок через Армению и снизит поток автомобилей из Казахстана и особенно Киргизии, через которую сейчас идет массовый параллельный импорт автомобилей, объясняют сотрудники компаний-импортеров.

С весны 2022 года, после того как все международные концерны кроме китайских остановили бизнес с Россией, поставки автомобилей из Армении росли очень быстро: туда через грузинские морские порты завозились автомобили из США и Европы, растаможивались и ехали транзитом через Грузию в Россию. Через Казахстан в Россию хлынули новые китайские и корейские иномарки, а через Киргизию — как новые «китайцы» и «корейцы», так и иномарки с пробегом. Преимуществом Киргизии в глазах перекупщиков была возможность растаможить машины на более выгодных условиях: таможенная стоимость автомобилей в этой стране массово занижалась, признавались сами поставщики.

На пике, в июле 2023 года, на Казахстан приходилось почти 8% ввезенных в том месяце 80 360 новых иномарок, на Киргизию — 6% новых и 6% с пробегом (из ввезенных 52 000 автомобилей), а на Армению – 2% новых и 16,7% с пробегом. Значительный объем машин шел и через Беларусь (в июле – 2,4% новых и 9,5% с пробегом), но туда в отличие от других соседних стран машины ввозили в основном физлица. В Армению же и Казахстан примерно 60–70% «параллельных» иномарок ввозили юридические лица, потом продавали конечным владельцам или перегонщикам, которые уже и везли машину в Россию, рассказывает российский дилер, работающий с такими автомобилями. В Киргизии доля ввоза машин юрлицами также была высокой.

Препятствия на пути таких автомобилей в Россию стали возникать еще до повышения утилизационных пошлин. Казахстан в июне – июле ужесточил контроль за поставками санкционных товаров в Россию, что затруднило ввоз автомобилей. А в августе, когда ставки уже повысились, Грузия перекрыла транзит европейских и американских автомобилей из Армении в Россию. Импортерам пришлось перенаправить автомобили транзитом в Казахстан и Киргизию, что прибавляло к цене машины около $1000–2000. В результате, по данным «Автостата», импорт автомобилей с пробегом в Россию в августе упал до 32 000, а в сентябре – до 17 200 автомобилей.

«Краник закручивают и дальше», – резюмирует один из импортеров автомобилей.

Правительству надо любой ценой наполнять бюджет. Минфин дал дополнительные мобилизационные задания налоговой и таможенной службам на 0,5 трлн рублей, заявил министр Антон Силуанов: «Мы мобилизовываем доходные источники, бюджет непростой все-таки. Мы приняли решение по улучшению администрирования доходов в части ФНС и ФТС, дали дополнительные мобилизационные задания на 0,5 трлн руб.». Основная часть приходится на нефтяников, введена экспортная «курсовая пошлина», дополнительно повышены акцизы на табак, винодельческую продукцию, а также утильсбор. Его администрирование передано от налоговиков таможенникам.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку