Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Китай окончательно вычеркнул Россию из проекта совместного самолета

VCG/Visual China Group/TASS

Попытка России договориться о сотрудничестве в авиапроме с Китаем и создать совместными усилиями первый со времен СССР собственный широкофюзеляжный самолет закончилась провалом.

Китай окончательно исключил российских партеров из проекта лайнера CR929, который разрабатывали с 2017 года, планируя создать конкурента Boeing и Airbus. 

Как сообщает South China Morning Post, китайский разработчик самолета — Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC) — перестал упоминать Россию как страну — участницу проекта и теперь продвигает самолет вместимостью 280 пассажиров как исключительно китайскую разработку.

Ни слова об участии РФ не произнес вице-президент Comac Ци Сюэфен, выступавший на конференции Китайской ассоциации авиатранспорта (CATA). Он заявил о «прогрессе» в разработке лайнера, стоимость которого оценивали в $50 млрд, и выходе на новый этап «детализированного дизайна».

Какие-либо упоминания России отсутствовали также при запуске спецлаборатории для CR929 в сентябре, пишет SCMP. COMAC тогда заявляла о достижении «технологической самообеспеченности» Китаем и «независимых инновационных возможностях». Об участии в проекте российской Объединенной авиастроительной корпорации, которая изначально должна была создать планер и хотела поучаствовать в разработке двигателей, не было сказано ничего.

На авиасалоне в Ле-Бурже летом 2023 года новый самолет также был представлен как собственная китайская разработка, хотя даже аббревиатура лайнера CR должна была символизировать страны — участницы проекта (C — China, Китай; R — Russia, Россия). Теперь же R исключили из названия самолета, и COMAC продвигает его как C929.

Проблемы с российским участием в создании самолета, который в этом году совершил первый полет, начались с первых же лет. COMAC отказался допускать Россию к получению доходов от продажи самолета на внутреннем китайском рынке. Вместо этого ОАК предлагалась повышенная доля в продажах в мире (70%). Но именно в Китае ожидался спрос на самолет в количестве 3 тысячи машин, тогда как его мировые перспективы были неясными.

В 2022 году, после начала войны в Украине и введения западных санкций против российской авиаотрасли, Китай решил отказаться от всех российских наработок в CR929 и заменить их западными.

В частности, вместо тележек шасси производства РФ СOMAC настаивала на использовании немецких и американских узлов, а кроме того, приняла решение привлечь Rolls-Royce и General Electric к разработке двигателя, хотя Россия надеялась поучаствовать в этой части проекта.

Экс-вице-премьер Юрий Борисов, выступая на форуме «Инженеры будущего» в конце июня прошлого года, признал, что проект идет «в принципе не в том русле, которое бы устроило Россию».

«Китай по мере превращения в индустриального гиганта все меньше и меньше заинтересован в наших услугах. Наше участие все уменьшается и уменьшается», — сетовал Борисов.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку