МОСКВА, 14 ноя (Рейтер) - Крупнейший в России банк Сбербанк видит, что объем средств, похищенных мошенниками у россиян, значительно выше, чем сообщает финансовый регулятор, при этом только кредитов под давлением преступников граждане РФ взяли на 200 миллиардов рублей.
«Это также связано с тем, что многие компании не раскрывают свои данные, не показывают реальную картину», - сказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов во время выступления на SOC-форуме.
Он привел экспертные оценки, согласно которым объем хищений средств кибермошенниками составит в этом году 150 миллиардов рублей против украденных у россиян в 2022 году 120 миллиардов рублей.
Согласно данным Центробанка, в 2022 году сумма хищений у клиентов банков оценивалась в 14,2 миллиарда рублей.
По данным Сбера, хищения в основном происходят с помощью телефонного мошенничества, которое постоянно эволюционирует.
Мошенники с помощью психологических трюков пытались обмануть даже высокопоставленных сотрудников Минфина России, сказал директор департамента финансовой политики министерства Иван Чебесков, выступая на конференции о финансовой безопасности.
«У нас в Минфине были очень высокопоставленные люди, которые занимаются финансовыми рынками и разбираются, которых почти удавалось обмануть, потому что их ловили в определенные моменты и использовали определенные трюки, которые подходили именно для них в данном моменте, потому что они все время на бегу», - сказал он.
«Тут основное не то, насколько вы умны и образованны, а создание вокруг вас некоей среды, в которой вы какие-то вещи не до конца понимаете. А потом уже деньги перевели, и только понимаете, что сделали ошибку», - сказал Чебесков.
Он считает, что банки должны брать на себя ответственность за мошеннические действия в отношении своих клиентов.
«Надо, чтобы банки разделяли часть вот этих денег, которые у граждан забирают (мошенники)... Банки в определенной степени тоже должны брать за это ответственность. Это не только социально справедливо, но это создаст мотивацию банкам бороться с мошенничеством», - сказал Чебесков.
«Они тоже сейчас борются, но у них нет в этом финансовой заинтересованности. А если сказать, что ты будешь платить, условно, половину того, что заберут у твоего клиента, то тогда мотивация другая, тогда ты будешь очень сильно стараться с этими мошенниками бороться», - добавил он.
В этом году был принят закон, по которому банки обязаны проверять операции клиентов на наличие признаков мошенничества и возвращать клиентам похищенные средства, если операции совершены без их согласия. Для проверки банки могут замораживать перечисление средств на два дня.
По словам Кузнецова из Сбера, за последний год улучшилось регулирование, и правоохранительные органы стали быстрее реагировать.
(Елена Фабричная)