Резкое повышение ключевой ставки начинает доходить до депозитного рынка. Средняя максимальная ставка по вкладам в топ-10 банков по портфелю средств населения в первой декаде ноября подскочила более чем на 1,5 процентного пункта (п. п.) — с 12,04% до 13,57% годовых. Это самое сильное повышение с начала марта, когда после повышения ключевой ставки до 20% средняя ставка подскочила на 12 процентных пунктов.
ЦБ использует среднюю максимальную ставку в десятке крупнейших банков как индикатор ставок по вкладам. Если кто-то предлагает проценты, слишком сильно отличающиеся от средних, для него возрастают отчисления в фонд страхования вкладов.
Ставки по вкладам тоже росли вслед за ключевой — но гораздо медленнее. Так, после резкого — на 350 пунктов до 12% годовых — повышения ключевой ставки 15 августа средняя максимальная ставка в топ-10 банков выросла на 110 пунктов во второй декаде месяца и еще на 40 пунктов в следующей. Банки долго не верили, что ключевая ставка останется высокой надолго, но ЦБ все-таки убедил в этом рынок. И в этот раз он отреагировали соразмерно.
Результат не заставил себя ждать. Уже в сентябре (данных за октябрь еще нет) ЦБ зафиксировал мощный приток средств на депозиты — за месяц они выросли почти на триллион (980 млрд руб.), объяснив его возросшей привлекательностью вкладов. Почти половина (462 млрд) поступила с текущих и накопительных счетов, а также валютных вкладов, остальное — чистый приток. Люди стали возвращать наличные в банки, но главное — рост ставок по вкладам и кредитам побудил часть населения к сбережениям вместо трат. Высокие ставки усилили приток средств населения в банки, отмечали аналитики MMI, связывая с этим замедление роста потребительских расходов в реальном выражении.
Правда, основной приток средств пришелся на короткие вклады до шести месяцев, отмечал ЦБ. Банки предлагали по таким депозитам наиболее привлекательные ставки (у некоторых игроков они достигали 13–14% годовых), объяснял регулятор.
Он уверен, что рост ставок не станет проблемой для банков. «Мы не видим замедления роста чистых процентных доходов в банковском секторе», — говорила надавно зампред ЦБ Ольга Полякова. На прибыль банков, по ее мнению, скорее повлияет не повышение процентной ставки, а досоздание резервов.
У банков другое мнение. Повышение на 100 базисных пунктов означает для ВТБ потерю около 15 млрд руб. годового чистого процентного дохода, говорил первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов, отмечая, что несколько повышений ключевой ставки серьезно подпортили жизнь всем банкам: «В особенности, чем больше розницы в балансе банка, тем больше подпортило 2024 год по сравнению с 2023-м. Поэтому у меня <…> возникло четкое понимание, что прибыль банковского сектора 2024 года будет гарантированно серьезным образом меньше, чем 2023-го. То есть мы наслаждаемся последними месяцами уходящей красивой жизни».