Житель Ленобласти Павел Мушуманский стал первым мобилизованным россиянином, который в Верховном суде выиграл дело против военкомата, отстояв свое право на альтернативную гражданскую службу (АГС).
Это значит, что другие мобилизованные тоже смогут требовать АГС вместо отправки на фронт, рассказал The Moscow Times военный адвокат Максим Гребенюк. Однако с большой вероятностью попасть на альтернативную службу получится только у тех, кто не служил в армии и не принимал присягу.
«АГС сложно добиться даже тем, кто требует его вместо срочной службы, — говорит Гребенюк. — А у Павла Мушуманского была уникальная ситуация: он ранее уже проходил АГС вместо “срочки”, то есть не принимал присягу. У него серьезные религиозные убеждения, которые он сумел доказать в суде. Поэтому теоретически, конечно, каждый может сослаться на свои убеждения и требовать АГС. В теории требовать этого могут и те мобилизованные, кто уже на фронте. Но на практике, я думаю, скорее всего, им будут отказывать. Я считаю, что шанс получить АГС при мобилизации достаточно большой, если человек ранее не служил и не принимал присягу».
По словам Гребенюка, однажды он пытался доказать суду, что один из его подзащитных изменил убеждения уже после после принятия присяги и теперь не может брать в руки оружие, но суд в АГС отказал.
«Оформить АГС практически точно почти ни у кого не получается, по пальцам одной руки можно пересчитать тех, у кого это вышло с начала войны, — сетует Григорий Свердлин, создатель организации «Идите лесом», которая помогает россиянам избежать мобилизации. — Тем, кто к нам обращается, мы рекомендуем требовать АГС, просто чтобы затянуть процесс отправки в армию и действующие части, и воспользоваться этим временем, чтобы найти какие-то иные способы избежать мобилизации».
Требовать АГС все же имеет смысл на всех этапах мобилизации, считают в правозащитных организациях «Школа призывника» и «Призыв к совести», — от получения повестки до ситуации, когда человек уже оказался на фронте. Согласно статье 59 Конституции РФ, право на альтернативную службу дается в случае, «если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях». «Такие убеждения могут появиться даже через много лет после службы в армии. И это нормально: в юности вы верили в одно и пошли служить, а спустя годы у вас сформировались антивоенные убеждения», — говорится в инструкции по переходу на АГС на сайте «Школы призывника».
Однако, согласно определению Первого кассационного суда общей юрисдикции, о своих пацифистских убеждениях недостаточно «просто заявить». Суд решил, что гражданин обязан «привести какие-то объективные факты, которые свидетельствовали бы о прочно сформировавшихся убеждениях, связанных с неприятием военной службы, а также представить доказательства своих доводов. Это могут быть характеристика с места учебы, доказательства членства в религиозной организации и другие документы.
Выигравший дело Павел Мушуманский — христианин-евангелист, он проходил АГС еще в 2019 году, во время службы он работал в ПНИ. Затем осенью 2022 года его мобилизовали. Он потребовал снова перевести его на АГС, но военкомат отправил Мушуманского в воинскую часть, сославшись на то, что возможность альтернативной службы при мобилизации не прописана законодательно. Перед тем, как дойти до Верховного суда, Мушуманский оспорил решение военкомата в суде первой инстанции (после чего его продолжали держать в части, а военкомат подал апелляцию).
Защита Мушуманского ссылалась на то, что право на альтернативную службу следует из Конституции. «Все судебные инстанции согласились с нашей позицией о том, что отсутствие закона, предусматривающего порядок реализации конституционного права, не может лишать граждан этого права», — прокомментировал адвокат Мушуманского Александр Передрук победу в Верховном суде.
Альтернативная служба, согласно 113-ФЗ, — это «вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Однако для мобилизованных эта служба такая же, как и для призывников, поясняет Максим Гребенюк. Она может включать работу в больницах, театрах, университетах и других госучреждениях. «Сколько будет длиться для мобилизованных — пока непонятно, потому что режим мобилизации продолжается, нет ни сроков ее окончания, ни отдельного закона об АГС для мобилизованных, — говорит Гребенюк. — Это правовой пробел».