Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Правительство разрешило миллиардеру Усманову собирать с россиян деньги за маркировку розеток, ламп и фонарей

Marie-Lan Nguyen (CC BY 3.0)

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), одним из владельцев которого является холдинг USM миллиардера Алишера Усманова, получил разрешение от правительства начать маркировать радиоэлектронную продукцию.

Согласно постановлению кабмина, с которым ознакомился РБК, маркировку начнут наносить в экспериментальном режиме с 1 декабря 2023-го по 28 февраля 2025 года.

«Эксперимент будет проведен в отношении светотехнической продукции и ее компонентов. Участие в нем будет добровольным», — говорится в документе. Тестовый период необходим, чтобы отработать порядок взаимодействия участников оборота с системой маркировки, отмечается в постановлении.

Под маркировку попадут: розетки, соединители и контактные элементы для проводов и кабелей, лампы, приборы освещения или визуальной сигнализации, фонари, прожекторы и т. д.

При маркировке продукции каждая единица получает уникальный двумерный код Data Matrix, позволяющий отслеживать весь жизненный цикл товара — от производства до утилизации. Однако один код обходится производителям в 0,5 руб. без НДС, которые идут ЦРПТ.

ЦРПТ работает на основе государственно-частного партнерства. По последним официальным данным компания на 50% принадлежит холдингу USM миллиардера Алишера Усманова. Также долями по 25% в ней владеют «Ростех» и «Элвис-Плюс Групп» Александра Галицкого. Пресс-служба ЦРПТ утверждает, что USM Усманова "уже длительное время является миноритарным участником ЦРПТ с долей менее 25%", однако отказывается раскрывать актуальную структуру акционеров компании.

Ранее правительство ввело обязательную маркировку для меховых изделий, лекарств, обуви, фотоаппаратов, автопокрышек, отдельных товаров легкой промышленности, табака, молочной продукции и питьевой воды. Маркировка привела к росту цен на товары, поскольку производители должны были закупать дорогостоящее оборудование, чтобы размещать коды ЦРПТ на упаковках.

На этом фоне ЦРПТ резко увеличила выручку. В 2019 году, когда маркировка только вводилась, выручка компании составляла 2,7 млрд руб., но уже в 2020-м она выросла более чем в два раза — до 7,1 млрд руб.

Маркировка — это косвенное налогообложение бизнеса с неясными бенефициарами, отмечал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. По его словам, выстроенная схема государственно-частного партнерства может быть потенциально коррупционной.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку