Генпрокуратура выявила среди владельцев предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) России выходцев из Украины, которые, по версии ведомства, спонсируют ВСУ и состоят в экстремистской группировке, рассказал «Коммерсанту» осведомленный источник.
По его данным, речь идет об экс-министре транспорта и связи (2010), а также бывшем первом замминистра инфраструктурного развития Украины (2010–2014) Константине Ефименко и его сестре Елизавете Андрееве. Именно на последнюю Ефименко записал заводы на территории Волгоградской, Свердловской, Ярославской областей, а также Татарстана, которые образуют единый промышленный холдинг и поставляют продукцию российскому ВПК.
В частности, Андреева контролирует ПАО «Уральский завод авто-текстильных изделий», специализирующийся на выпуске тормозных, фрикционных и уплотнительных материалов для транспортных и промышленных предприятий, АО «Завод фрикционных и термостойких материалов» («Фритекс»), ООО «Вати-Авто», ООО «Научно-производственное объединение «Завод тормозных механизмов», ООО «Колодка-Композит», ООО «Темак-Инжиниринг» и ООО «Волжский завод текстильных материалов».
Все эти предприятия являются основными поставщиками комплектующих для самолетов, вертолетов, военных автомобилей, боевых машин десанта и пехоты, выяснила Генпрокуратура. При этом Андреева осуществляла управление предприятиями через кипрский офшор «Темак Лимитед».
Также, как утверждает Генпрокуратура, Андреева при вступлении в августе 2022 года в российское гражданство сменила фамилию, имя и отчество: из Марии Алексеевны Ефименко она стала Елизаветой Николаевной Андреевой. По мнению надзорного ведомства, она сделала это, чтобы «скрыть свою родственную связь» с Ефименко и его участие во владении промышленной группой компаний. Сама же она, получив 3 августа прошлого года российский паспорт, улетела в ОАЭ и оттуда не возвращалась.
В то же время сам Ефименко учредил Белоцерковский благотворительный фонд и выступает одним из спонсоров ВСУ, утверждает Генпрокуратура. Также с помощью компании ООО «Биофарма Плазма» он поставляет украинской армии дроны, тактические рюкзаки, аптечки и медикаменты. В свою очередь, российские военные заводы Ефименко и Андреева использовали для «обогащения» и развития собственной «финансовой базы», чтобы направлять ресурсы «на борьбу с Российской Федерацией», считает российское силовое ведомство.
В связи с этим Генпрокуратура направила иск в суд с требованием конфисковать промышленные предприятия у Андреевой и передать их в собственность Росимущества, поскольку сложившаяся ситуация «создает серьезную угрозу безопасности российского государства, может повлечь срыв гособоронзаказа и передачу конфиденциальной и иной значимой информации недружественным странам».
Волжский городской суд Волгоградской области 12 декабря рассмотрел иск Генпрокуратуры в закрытом режиме и полностью удовлетворил требования ведомства, распорядившись, чтобы они были исполнены немедленно.