МОСКВА, 26 дек (Рейтер) - Избыток автобензина, формировавшийся на внутреннем рынке РФ в последние три месяца, вызвал падение стоимости топлива в оптовом звене в декабре, что при стабильной цене в рознице возвращает заработок владельцам АЗС, терпевшим убытки летом и осенью, говорят трейдеры и показали расчеты Рейтер.
Запасы автобензина стали накапливаться после установления властями запрета на экспорт данного продукта с 21 сентября. Ограничения были отменены с 17 ноября. К этому моменту заводы, снижавшие производство топлива в период осенних ремонтов, завершили профилактику и увеличили выпуск автобензина, а рынок вошел в сезон низкого спроса.
Производство автобензина на НПЗ РФ по итогам первых двух декад декабря достигло 127.470 тонн в сутки против 109.430 тонн в сутки в сентябре и 108.830 тонн в сутки в октябре, по данным источников, знакомых со статистикой.
Нефтяным компаниям едва удается вывозить производимые объёмы, а возможностей избавиться от накопленных запасов сейчас нет, говорят трейдеры.
По данным источников в отрасли, объем остатков автобензина в хранилищах НПЗ и в системе нефтепродуктообеспечения составляет рекордные 2,1 миллиона тонн - до этого даже накопленные производителями к началу весенних ремонтов НПЗ запасы редко доходили до 1,9 миллиона тонн.
Переполненные емкости в сезон низкого зимнего потребления вынуждают нефтепереработчиков снижать цены, чтобы заинтересовать покупателя и реализовать лишний бензин.
Средняя стоимость оптовых партий автобензина наиболее массовой марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) к концу декабря упала на 13.140 рублей за тонну (-25%) к уровню середины ноября, а от сентябрьского исторического максимума оптовая цена Аи-92 опустилась на 31.473 рубля за тонну (-45%).
При этом розничные цены падать не торопятся: по данным Росстата, средняя цена Аи-92 на российских АЗС с середины ноября снизилась к настоящему моменту лишь на 31 копейку за литр (-0,6%); относительно сентября Аи-92 подешевел в рознице на 1,5 рубля за литр (-2,8%).
Бензин Аи-92, приобретенный по сентябрьским оптовым ценам, приносил заправщикам убытки в среднем около 5 рублей за литр.
Текущие оптовые цены на бензин Аи-92 и Аи-95, приведенные к АЗС, уже обеспечивают заправщикам маржу в среднем в размере соответственно 17,5 рублей и 19,4 рубля за литр. Это примерно равно уровню рекордной доходности, державшейся с ноября 2022 года по февраль текущего года.
Полные издержки АЗС (заработная плата, аренда, электроэнергия, коммунальные услуги, охрана и другие) в пересчете на литр в среднем оцениваются независимыми участниками рынка в 5,5-7,0 рублей на литр реализованного топлива.
По словам розничных операторов, маржа только сейчас стала покрывать издержки, поэтому никто не торопится ронять цены.
«Этот бензин (по декабрьским ценам) мы получим в конце января в лучшем случае. Только там где-то появится рентабельность уровня начала года. Очень надеюсь, что брендовые АЗС (нефтяных компаний) не уронят ценник к тому моменту», - говорит владелец сети АЗС в Южном ФО.
Он с сожалением отмечает, что рост маржинальности приходится на период падения спроса.
«У нас сезонность очень заметна. Практически 50% от лета (снижение). 'Дача' кончилась. От погоды тоже сильно зависит. Гололед был две недели - никто не ездил, и реализации не было».
«Сентябрь и октябрь закрыли сильно в минусе. По ноябрю где-то в ноль выходим уже. Только декабрь у нас стал выше издержек» - рассказал владелец АЗС в Центральном ФО.
По его словам, в настоящий момент заработок на бензине и дизельном топливе составляет примерно 8 рублей на каждом литре.
Источника в нефтяной компании отмечает, что существующий переизбыток автобензина, оказывающий давление на цены, сохранится до весны следующего года. При этом, по его мнению, розничные операторы и владельцы нефтебаз прекрасно понимают, что момент благоприятный, и закупают бензин впрок, обеспечивая дополнительный спрос.
«Есть перспектива, что опт вырастет (в цене) весной перед ремонтами (НПЗ). Это все понимают. Поэтому кто может сейчас берет в накопление», - сказал он.