Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

ПРОГНОЗ 2024-Рынку СУГ РФ предстоят метаморфозы после эмбарго Евросоюза

Дамир Хальметов

МОСКВА, 28 дек (Рейтер) - Российским производителям в следующем году предстоит решить нелегкую проблему: куда перенаправить потоки СУГ после эмбарго Евросоюза, на который приходилась половина экспорта, в условиях растущего производства пропан-бутана в стране, говорят участники рынка.

Они отмечают, что экспорт СУГ с Запада на Восток в полном объеме оперативно развернуть не получится из-за отсутствия портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке, ограниченных возможностях поставки в Китай через сухопутные погранпереходы и загруженности железной дороги на восточном направлении.

«Перенаправление поставок СУГ на альтернативные рынки будет важным вызовом для российской нефтяной отрасли в 2024 году. При этом основным препятствием для процесса перестройки логистики, прежде всего в восточном направлении, станет отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры (портовые терминалы, свободные провозные мощности), которая имеется в основном на западе страны», - считает аналитик Алексей Громов из Института энергетики и финансов РФ.

«Направления (экспорта) как бы понятны и везде свои сложности: в Китай и Центральную Азию ограничения по инфраструктуре, в портах (Усть-Луга, Темрюк, Тамань) есть мощности (по перевалке), но нужны танкеры и есть вопросы с безопасностью», - поделился своим мнением один из источников в отрасли.

Евросоюз 18 декабря ввел эмбарго на импорт СУГ из РФ с 12-месячным переходным периодом. Под запрет попали пропановая фракция, смеси бутановые, смеси пропан-бутана технические (СПБТ) и прочие виды СУГ, на долю которых приходится около 80-85% от всего экспорта сжиженного газа из России.

Однако под запрет не попали СУГи, относящиеся к кодам 29-й группы объединенной номенклатуры грузов, куда входит нормальный бутан и изобутан - доля данных видов в общем объеме экспорта из РФ составляет около 15%.

«Хорошо, что у санкций есть переходный период и возможность поставок по термовым (долгосрочным) контрактам в этот период. Это позволит более плавно перераспределить экспортные потоки», - считает один из трейдеров.

СТРУКТУРА ЭКСПОРТА

Структура экспорта СУГ за последние два года, после прекращения поставок в Финляндию, Украину и транзита через ее территорию в другие страны Восточной Европы, претерпела изменения за счет увеличения поставок в порты (Усть-Луга, Тамань, Темрюк), в Китай, Центральную Азию и на внутренний рынок РФ.

По данным источников, экспорт СУГ из РФ в январе-октябре 2023 года вырос на 5,7% по сравнению с январем-октябрем 2022-го до 2,978 миллиона тонн с 2,817 миллиона тонн. При этом доля сухопутных поставок через погранпереходы напрямую в соседние страны в этом году упала до 67,7% с 71,1% в 2022-м (из-за прекращения поставок в Финляндию и Украину), а доля отгрузок в порты увеличилась до 32,3% с 28,9%, в основном за счет Усть-Луги.

Между тем основным направлением экспорта СУГ из РФ остается Польша, на долю которой в 2023 году пришлось около 35% от всех поставок на внешние рынки, на долю стран Балтии - 12%, Румынии и Болгарии - суммарно 3%.

В уходящем году отмечается более чем двукратный рост экспорта СУГ из РФ в страны Центральной Азии, Монголию и КНДР - доля данного направления увеличилась до 12% с 6% в 2022 году, доля поставок в Китай - до 6% с 4%.

КУДА РАЗВЕРНЕТСЯ ЭКСПОРТ?

По мнению трейдеров, часть объемов СУГ с сухопутного направления в Польшу и страны Балтии может быть развернута на терминал Портэнерго в Усть-Луге, который сейчас загружен менее чем наполовину, около 1,0 миллиона тонн от 2,4 миллиона тонн в год.

На долю Портэнерго в январе-октябре 2023 года пришлось около четверти всего экспорта СУГ из РФ, а отгрузки через терминал в этом году выросли на 25% по сравнению с январем-октябрем 2022-го до 0,739 миллиона тонн с 0,59 миллиона тонн.

«Сибур может перенаправить в Усть-Лугу объемы из Польши и стран Балтии с дальнейшими танкерными отгрузками в Турцию, Северную Африку и страны АТР», - сообщил один из трейдеров.

Трейдеры считают, что помимо Сибура, который пока является единственным экспортером СУГ через Усть-Лугу, на терминал Портэнерго могут быть перенаправлены объемы других производителей, в частности Иркутской нефтяной компании (ИНК), группы компаний Эктос (Уралоргсинтез) и Омского каучука (группа компаний Титан), также являющихся основными поставщиками в Польшу.

Сибур и ИНК оперативно не предоставили комментарии.

ВНУТРЕННИЙ РЫНОК

Участники рынка рассчитывают на увеличение поставок СУГ на внутренний рынок из-за продолжающегося роста производства пропан-бутана и перенаправления части объемов с экспорта.

Согласно данным Росстата, производство пропана и бутана в РФ в январе-ноябре 2023 года увеличилось на 10,2% по сравнению с январем-ноябрем 2022 года до 16,3 миллиона тонн.

Крупные производители СУГ в РФ - Сибур <IPO-SIBU.L>, Газпром , Лукойл, Роснефть и Новатэк - в этом году нарастили поставки российским потребителям как в сегменты автогаза и коммунально-бытового потребления, так и в качестве сырья для нефтехимии.

По данным Сибура, потребление СУГ в России в январе-октябре 2023 года выросло на 6,4% по сравнению с январем-октябрем 2022-го до 10,0 миллионов тонн в основном за счет автогазового сегмента из-за привлекательного соотношения стоимости газомоторного топлива к бензину.

В следующем году, по оценке трейдеров, ИНК может увеличить производство СУГ на Усть-Кутском ГПЗ на 20% ввиду запуска установки комплексной переработки попутного и природного газа (УКППГ) на Марковском месторождении, пострадавшей от пожара в конце 2022 года.

Также возможно увеличение производства СУГ на Роспане по мере выхода завода на плановые мощности, считают трейдеры.

ЦЕНЫ СНИЗЯТСЯ?

Некоторые участники внутреннего рынка СУГ ожидают снижения стоимости пропан-бутана, однако другие трейдеры сомневаются в значительном падении цен.

«Думаю, СУГ подешевеет на внутреннем рынке, профицит будет определять рынок покупателя», - считает источник в отрасли.

Другой трейдер полагает, что если и будет снижение, то не такое существенное, как в начале этого года, когда на ряде заводов цены упали до 1.000 рублей за тонну.

«В лучшем случае, до 10.000 рублей за тонну с дальнейшим ростом во время сезона ремонтов и в период пикового потребления в автогазе», - сказал он.

Биржевые цены на СУГ в конце января-начале февраля 2023 года опустились до многолетних минимумов из-за профицита продукта по мере роста производства пропан-бутана, ограниченных возможностей экспорта и сезонного сокращения потребления.

«Ситуация с ценами в начале года была абсурдной: можно было купить СУГ на бирже (СПбМТСБ) за 1.000 рублей за тонну, при этом железнодорожный тариф на доставку этого ресурса в регионы составлял около 10.000-12.000 рублей за тонну. Оптовые цены на СУГ пришли к более равновесному рыночному состоянию только во второй половине года», - сообщил один из трейдеров.

«Как щебень возили, платишь только за доставку», - вспоминает ситуацию другой источник в отрасли.

Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), крупнооптовые цены на СУГ к концу 2023 году выросли более чем в 2,5 раза по сравнению с декабрем 2022-го до 21.866 рублей с 8.739 рублей за тонну, по расчетам Рейтер.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку