Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Авиаперелеты в России подорожали рекордно за 15 лет на фоне проблем с иностранными самолетами

Александр Авилов / Агентство «Москва»

Западные санкции, ударившие по российской гражданской авиации и отрезавшие перевозчиков от ремонта и запчастей для самолетов, спровоцировали сильнейший скачок цен на авиабилеты.

По итогам 2023 года стоимость билета в экономклассе в расчете на тысячу километров полета выросла на 24,5%, следует из статистики Росстата. Рост цен на авиаперелеты стал беспрецедентным с 2008 года, когда на фоне глобального финансового кризиса и обвала рубля перевозчики в среднем подняли цены на 33,5%. Накопленным итогом за два года войны авиабилеты стали дороже на 48,4%, причем в прошлом году рост цен ускорился: в 2022-м он составлял 19,2%.

Сдерживать «ценники» для пассажиров изначально помогали гигантские вливания из бюджета: в позапрошлом году правительство выделило 170 млрд рублей перевозчикам на субсидирование стоимости билетов, напоминает эксперт Аvia.ru Роман Гусаров. Но летом прошлого года эффект от бюджетных денег иссяк, и авиакомпании начали переносить в цены возросшие издержки, указывает он.

Расходы компаний растут по мере того, как им становится все сложнее находить запчасти для ремонта лайнеров, которые один за другим выходят из строя. За январь–ноябрь прошлого года, по данным Росавиации, в стране было зафиксировано 670 авиапроисшествий, из которых 400 были связаны с отказом техники, в том числе двигателей. С начала 2024 года по меньшей мере семь самолетов российских авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота» и «Победы», сломались во время рейса и совершили вынужденные посадки.

Возросшие издержки авиакомпаний связаны в том числе с необходимостью импортозамещения запчастей, пишет ЦБ РФ в обзоре о состоянии экономики регионов. «Так, расходы одной крупной авиакомпании на топливо выросли за девять месяцев 2023 года в среднем на четверть, а на обслуживание авиапарка — в полтора раза. Суммарно это обеспечило увеличение себестоимости полета более чем на 30%», — пишет регулятор.

В прошлом году российские авиакомпании перевезли 105,4 млн пассажиров, при этом поток на международных рейсах — наиболее доходный — схлопнулся на 59% по сравнению с 2019 годом, а совокупный оказался меньше на 19%. Восстановление отрасли невозможно без новых бортов, пишут аналитики MMI. Но купить западные самолеты нельзя, а программа производства отечественных буксует: амбициозные планы требуют с технологического нуля воссоздать авиапром советских масштабов, выпуская более 100 самолетов ежегодно. Но по факту заводы в 2023 году смогли собрать лишь два гражданских лайнера.

Все это не оставляет шансов на снижение цен для пассажиров: авиабилеты продолжат дорожать, считает Гусаров. По его словам, субсидий от государства в прежних рекордных объемах вряд ли стоит ждать: сырьевые доходы бюджета упали на 24% в 2023 году, а в этом правительству предстоит профинансировать армию в рекордных с советских времен масштабах — почти 11 трлн рублей, или треть всех расходов казны.

«Скорее всего, в следующем году рост (цен на авиабилеты) будет в районе 10%», — говорит Гусаров.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку