(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)
ЛОНДОН, 1 фев (Рейтер) - Танкеры, перевозящие российскую нефть, продолжают ходить по Красному морю, и поставки практически не испытывают перебоев, подвергаясь меньшим рискам нападения со стороны йеменских хуситов, согласно мнению руководителей судоходных компаний, аналитиков и данным о потоках поставок.
По данным нефтяной аналитической компании Vortexa, количество российских судов, проходящих через Красное море, несколько снизилось с декабря, однако поток поставок на прошлой неделе все равно был примерно на 20% выше, чем в среднем в 2023 году.
Это контрастирует с более масштабными перебоями в движении всех нефтяных танкеров через Красное море в последние две недели.
Поставки дизельного топлива и авиакеросина с Ближнего Востока и Азии в Европу - один из основных торговых маршрутов нефти с востока на запад - практически остановились в дни после первого раунда ответных ударов США и Великобритании по территории Йемена, нанесенных 11 января, свидетельствуют данные Vortexa.
У России тесные связи с Ираном, который поддерживает хуситов, и это могло помочь предотвратить нападения на российские суда.
Суда, перевозящие российскую нефть, в большинстве случаев не связаны с Израилем, Соединенными Штатами или Великобританией. Хуситы утверждают, что атакуют транспорт, имеющий отношение к этим странам, в знак солидарности с палестинцами в Газе.
Санкции Группы семи против российской нефтеторговли в связи со специальной военной операцией РФ в Украине способствовали быстрому росту теневого флота, перевозящего подпавшую под санкции нефть и топливо. Эти суда арендуются компаниями, как правило, зарегистрированными за пределами стран, которые ввели санкции против России. Они также пользуются морскими услугами и страховкой стран, не применяющих санкции.
Поскольку у этих судов меньше явных связей с западными компаниями, они с меньшей вероятностью могут стать мишенью для ракет.
«Большая часть российской нефти и топлива перевозится теневым флотом, поэтому он вряд ли окажется под прицелом хуситов», - сказал опытный нефтетрейдер Ади Имсирович.
«Хуситы выбрали объектом нападения корабли, связанные с определенными странами».
По словам аналитика компании Vortexa Мэри Мелтон, многие суда, перевозящие российские грузы, информируют о том, что они не связаны с Израилем, с помощью сигналов автоматической идентификационной системы, которые транслируют координаты судна и порт прибытия.
Россия, являющаяся партнером таких ключевых арабских стран, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, а также поддерживающая связи с Ираном, осудила удары Великобритании и США по территории Йемена.
Китайские чиновники оказывают давление на Иран, требуя сдержать нападения на корабли в Красном море и убедиться, что эти нападения не наносят ущерба китайским интересам, сообщили Рейтер на прошлой неделе иранские источники и один сотрудник дипломатической службы.
АТАКИ
По словам Мелтон из Vortexa, обстрел танкера с топливом, который первоначально был загружен в России, в конце прошлой недели вряд ли повлияет на более широкие российские торговые потоки.
«Танкер был связан как с американскими, так и с британскими корпоративными структурами, так что другие суда, перевозящие российские грузы и не имеющие таких связей, не подвергаются подобному риску», - сказала она.
Подвергшийся нападению танкер Marlin Luanda принадлежит компании Oceonix Services, зарегистрированной в Великобритании по лондонскому адресу, согласно данным Kpler.
Глобальный сырьевой трейдер Trafigura, которому принадлежал груз, сообщил, что проводит оценку рисков для дальнейших рейсов по Красному морю.
После нападения на судно Trafigura 26 января через Баб-эль-Мандабский пролив прошло четыре танкера с российской нефтью Urals, еще три направляются на юг в Красное море, свидетельствуют данные Kpler.
Поток российской нефти, видимо, будет продолжаться, если это будет иметь экономический смысл и если можно будет обеспечить страховое покрытие, учитывая уровень спроса со стороны Индии и Китая, сказал Рейтер Иан Уилкинсон из Inchcape Shipping Services.
Однако западные танкеры, скорее всего, будут вынуждены поменять маршрут и отправиться вокруг мыса Доброй Надежды, сказал Шефали Шокен из дубайской компании-судовладельца.
В любом случае грузоотправители столкнутся с ростом расходов. В Красном море судовладельцы взимают более высокие ставки за фрахт и работу экипажа, и страховые премии за военный риск резко возросли.
По данным отраслевых источников, плата за услуги экипажа удвоилась, а премия за военный риск теперь составляет около 1% от стоимости судна против 0,5% около 10 дней назад без учета скидок.
Например, стоимость фрахта судов типа Suezmax вместимостью 1 миллион баррелей для отправки иракской нефти на средиземноморские НПЗ выросла на $2,50-$3,50 за баррель, а страховка увеличилась примерно втрое и составляет 10-15 центов на баррель нефти, по словам трейдера одного из европейских нефтеперерабатывающих предприятий.
Альтернативный маршрут через мыс Доброй Надежды удлиняет плавание на две-три недели и увеличивает расход топлива на 3.300 морских миль, а также налоги на выбросы для судов, принадлежащих странам ЕС или прибывающих в них.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Натали Гровер, Роберт Харви и Ахмад Гаддар в Лондоне при участии Джонатана Сола и Алекса Лоулера)