Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Последний западный производитель автомобилей покинул Россию

Реклама на здании «Камаза» в Набережных Челнах
Реклама на здании «Камаза» в Набережных Челнах Егор Алеев / ТАСС

Российский автопром потерял последнего крупного иностранного партнера. Немецкий автомобилестроительный концерн Daimler Truck продал принадлежавшие ему 15% акций в крупнейшем российском производителе грузовиков «Камаз», сообщил «Ведомостям» гендиректор предприятия Сергей Когогин.

Он отказался назвать покупателя доли Daimler Truck, а также сумму сделки, отметив, что немецкий концерн не участвовал в жизни российского автопроизводителя с февраля 2022 года.

«Для нас гораздо важнее то, что прекращение взаимоотношений с европейскими партнерами, изменившее, безусловно, наш продукт, не повлияло на нашу возможность производить коммерческую технику и развивать наш модельный ряд», — отметил гендиректор «Камаза».

До этого из-за войны в Украине российский рынок покинули все западные и мировые автопроизводители. Последний крупный завод продала корейская Hyundai — ее предприятие в Санкт-Петербурге в январе 2024 года приобрела компания «Арт-финанс».

Daimler Truck стал акционером «Камаза» в 2008 году — тогда он приобрел 10% производителя грузовиков у инвесткомпании «Тройка диалог» Рубена Варданяна за $250 млн. В 2010 году Daimler и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) купили еще 5% «Камаза». Позднее немецкий концерн выкупил 1%, принадлежавший ЕБРР.

Основными акционерами «Камаза» остаются ГК «Ростех» (47,1%) и компания «Автоинвест» (23,5%). Последняя принадлежит Варданяну (20%), Когогину (30%) и бизнесмену Николаю Тимохину (50%).

Благодаря технологиям Mercedes «Камаз» смог существенно модернизировать свой модельный ряд. Так, в октябре 2013 года началось серийное производство седельных тягачей поколения К4 («Камаз 5490»). Для них используются выпускаемая в России по лицензии кабина грузовика Mercedes Axor образца 2001 года, а также дизельный двигатель Mercedes OM 457LA.

В 2023 году за счет выпуска грузовиков поколения К4 из оставшихся запасов комплектующих «Камаз» смог удвоить чистую прибыль. Всего было выпущено более 20 тыс. грузовиков К4. После начала войны в Украине у «Камаза» начались проблемы с компонентной базой для техники поколений К4 и К5. Неизвестно, смогла ли компания локализовать в России производство необходимых компонентов.

Массовый уход из России иностранных автоконцернов обвалил отечественный автопром до уровней 1970х годов: в 2022 году с конвейеров автозаводов вышло 450 тысяч машин - втрое меньше, чем до вторжения в Украину.

В 2023 году, согласно данным Росстата, выпуск удалось нарастить до 537 тысяч автомобилей. По сравнению с первым годом войны он прибавил 19%, однако остался на 60% ниже довоенных отметок. В ноябре прошлого года было произведено машин в 1,8 раза меньше, чем в ноябре-21 (64,2 против 112,4 тысячи), в декабре — в 2,1 раза, чем в декабре-21 (55 против 126 тысяч), следует из данных Росстата.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку