Уход из России крупных мировых производителей компьютеров привел к тому, что россияне вернулись к практике 1990-х годов — начали переходить на технику кустарной сборки.
В 2023 году 20% настольных персональных компьютеров (ПК), которые были проданы в России, не относились к какому-либо бренду, то есть были собраны кустарным или полукустарным способом прямо в магазине или на раодиорынке. В 2022-м такие устройства занимали 11% рынка. Это следует из отчета компании-партнера нескольких производителей электроники, пишут «Известия» со ссылкой на документ.
Всего за год было продано 260 тыс. подобных ПК, что более чем в два раза больше, чем годом ранее. Эти данные «Известиям» подтвердил источник, близкий к одному из импортеров техники.
Кустарная сборка компьютеров под заказ практиковалась всегда, но рост интереса к таким девайсам наблюдается впервые с конца 1990-х — начала 2000-х годов, говорит ведущий аналитик Mobil Research Group Эльдар Муртазин.
«Поскольку настольные компьютеры ведущих мировых брендов перестали поставляться в Россию — во всяком случае, по параллельному их ввозится значительно меньше, чем ноутбуков, — нишу захватывают локальные сборщики», — говорит Муртазин.
По его словам, собрать настольный ПК «на коленке» из доступных запчастей — не проблема. При этом основные покупатели самосборных компьютеров — геймеры, которым нужны «прокачанные» ПК с определенными характеристиками. Также подобные ПК нужны работающим из дома, людям творческих специальностей и малому бизнесу.
«Сегодня собрать компьютер самостоятельно оказывается дешевле, чем покупать „с полки“. Разница в цене между готовой и собранной системой составляет порядка 10%», — отметили в IT-холдинге Fplus.
По данным «Авито», за прошедший год продажи компьютеров, собранных частными лицами, выросли на 66% год к году. В 2023-м средняя цена такого ПК составила 40 тыс. руб.
«Сейчас мода на самосборные компьютеры возвращается не только из-за желания сэкономить, но и из-за того, что сборка при покупателе гарантирует, что ему не подсунут б/у запчасти, что компьютер будет действительно новый», — отметил руководитель проекта Content-Review Сергей Половников.