Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Меньше и дешевле. Центробанк спрогнозировал падение российского экспорта в этом году

Перспективы российского экспорта все более туманны
Перспективы российского экспорта все более туманны «Газпром»

Российский экспорт, ставший в отсутствие иностранных инвестиций основным источником валюты для страны, в этом году сократится, предупредил Центробанк.

В обновленном прогнозе, представленном 16 февраля, ЦБ ожидает в этом году экспорт товаров в размере $414 млрд. Это на 6,4%, или $27 млрд меньше, чем в предыдущем, октябрьском прогнозе ($441 млрд) и на $10 млрд меньше, чем в прошлом году ($424 млрд).

Санкции все-таки работают, признала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, экспорт в конце прошлого года сократился за счет как цен, так и объемов, и «определенную роль в этом сыграли дополнительные сложности в проведении внешнеторговых операций в части расчетов и логистики».

Трудности возникают как с доставкой, так и с оплатой. Пользоваться «теневым флотом» для поставок нефти дороже потолка цен в $60 становится все сложнее: десятки танкеров остановили перевозки после санкций США. После того, как президент США Джо Байден в конце декабря подписал указ, позволяющий вводить вторичные санкции в отношении иностранных банков, уличенных в помощи России, проблемы с расчетами возникли даже с банками «дружественных» стран в национальных валютах. Сначала турецкие, а затем китайские банки почти перестали проводить операции клиентов, связанных с Россией, и стали закрывать счета российских компаниям, банкам и людям. Индия два месяца не покупала российскую нефть Sokol, но недавно возобновила закупки, перейдя на оплату в дирхамах ОАЭ. «Последнее время происходило ухудшение ситуации с внешнеторговыми расчетами, мы это видим, и по данным наших компаний», – констатировала Набиуллина.

Эти проблемы отражаются на ценах. Дисконт Urals к эталонному сорту North Sea Dated достиг минимума в октябре, опустившись ниже $10, но в конце года снова стал расти ($13,65 в декабре, по данным Минфина). Аналитики «Твердых цифр» обращают внимание на то, что прогноз цены Brent (ЦБ использует этот эталон) оставлен прежним (в среднем $80 за год), то есть или расширятся дисконты, или сократятся поставки. ЦБ ждет и того, и другого.

В октябре ЦБ прогнозировал, что объем экспорта в 2024 г. вырастет на 1,5-3,5%, теперь он ждет роста в пределах 1%, но допускает и снижение (тоже до 1%). «Часть падения ожиданий по притоку валюты связана со снижением прогноза физического экспорта <…> до нуля с 2,5%, которые ждали в октябре, – отмечает экономист Bloomberg Economics по России и СНГ Александр Исаков. – Мы не знаем, сколько из этого снижения связанно с нефтью, а сколько с ненефтяным экспортом, но пересмотр экспорта "в физике" объясняет до половины падения прогноза по экспорту товаров. Оставшаяся часть может приходиться на рост или меньшее, чем ранее ожидалось, снижение дисконта Urals-Brent».

Пересмотрел ЦБ и ожидания по импорту товаров: он замедлится не так сильно, как казалось в октябре: всего на $5 млрд, с $304 до $299 млрд. Октябрьский прогноз был $292 млрд. Повышение ставок тормозит спрос, но не так быстро, как ожидал Центробанк.

В результате ожидаемый по итогам года профицит торгового баланса уменьшен с $149 млрд до $115 млрд, с учетом экспорта и импорта услуг – с $118 млрд до $84 млрд, а счета текущих операций – с $75 млрд до $42 млрд.

Экспорт под устойчивым давлением санкций, и это создает потенциальные риски для рубля, констатируют аналитики MMI: «Чтобы он не рухнул, импорт должен тоже снижаться, чтобы сальдо не опускалось ниже $6-7 млрд в месяц (минимально необходимый объем валюты, чтобы выплачивать долги, финансировать отдых россиян за границей и их покупки иностранных активов). Высокие ставки помогают этому, но сила ДКП не безгранична, ибо есть часть импорта, независящая от ставки и курса. В какой-то момент сокращение экспорта может стать фатальным, и тогда обвал рубля станет единственным средством, чтобы сбалансировать торговлю». Пока так и происходит, отмечают аналитики MMI: данные по внешней торговле за январь показали, что экспорт товаров обвалился до $29,8 млрд (на 11% в годовом выражении), но импорт рухнул еще сильнее – $20,1 млрд (-16,5% – «похоже, что не последнюю роль сыграли санкции»).

Чтобы поддержать эту неустойчивую конструкцию и обеспечить необходимый приток валюты, правительство стремится продлить обязательную продажу валютной выручки крупнейшими экспортерами. ЦБ по-прежнему против, считая стабилизацию рубля следствием своей политики и роста цен на нефть в конце года: «ЦБ не видит таких весомых оснований для продления обязательной продажи валютной выручки. На наш взгляд, важность этой меры для того, чтобы стабилизировать обменный курс, значимо уступает другим эффектам», – заявила Набиуллина. В конце года экспортеры продавали почти всю валютную выручку (98% в декабре), но без такой «сверхнормативной» конвертации для выплаты дивидендов доля была на уровне 2022–2023 гг.

Экспортеры продают уже достаточно много валютной выручки, увеличить поступления можно, «но не драматически», считает экономист Дмитрий Полевой, поэтому «ключ к стабильному курсу [рубля] остается на стороне спроса», заключает он. Значимые факторы этого спроса – импорт и отток капитала в рублях. Покупки валюты населением стабильны, хотя снизились на фоне роста ставок рублевых депозитов, отмечает Полевой: «14-15% ставки [вкладов] в рублях курс не укрепляют, но явно сдерживают большее ослабление».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку