Лоббисты винной отрасли призывают ввести запретительные пошлины на вина из стран НАТО, забывая о мелочах, которые ставят их продукцию в зависимость от импортных поставок. Хорошая новость к празднику: российские вина подорожали в рознице в прошлом году меньше, чем инфляция. Но цены производителей менялись в зависимости от того, какие пробки они используют.
В прошлом году российские виноделы решили часть проблем с производством, которые наблюдались в 2022 г., отмечают аналитики Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка, называя это основной причиной низких темпов роста цен на вино. За 2023 год тихие вина в рознице подорожали на 5%, игристые — на 7%, что ниже инфляции, которая по итогам 2023 г. составила 7,4%, напоминают они.
Секрет, по мнению аналитиков, в пробке. Виноделам в массовом сегменте не удалось найти замену импортной корковой пробке. В 2022 году ЕС ввел санкции на экспорт в Россию таких пробок из Португалии, на которую приходится 60% ее мирового производства, и Испании, что вызвало дефицит. Параллельный импорт пробок оказался сложным и дорогим делом из-за возросшего спроса на нее в Европе, признавались тогда производители. В результате стоимость пробки взлетела с 15-20 до 30-50 руб. за штуку.
Алюминиевые колпачки делались хоть и из российского сырья, но с импортной начинкой, зато проблем с ее ввозом не было. Стоили они в простых версиях в разы дешевле корковых пробок — примерно 4 руб. за штуку. В этой ситуации некоторые производители стали пытаться закрывать такими пробками даже полноразмерные бутылки с шампанским, рассказывал коммерческий директор производителя алюминиевых колпачков, компании ТОКК Михаил Лакс.
Массовым тренд не стал, и цены производителей на игристые вина выросли в 2023 году на 8%. Производители же бюджетных тихих вин перешли на отечественные алюминиевые пробки, за счет чего снизили отпускные цены на 21%, пишут аналитики ЦЭП.
Росли же цены за счет падения рубля и повышения с 12,5 до 20% пошли на импорт вина из «недружественных» стран. Среди них такие крупные производители, как страны ЕС, Австралия и Новая Зеландия. Избежать скачка цен помог рост поставок из Грузии: у них простая логистика и нет проблем с оплатой. По итогам года Грузия нарастила поставки вин в Россию на 10% — до 6,4 млн дал и поднялась на второе место среди импортеров. Первое место сохранила Италия, на третьем — Испания, но в этом году снова возможны перемены — ведь импорт из ЕС сокращается, а Грузия в отдельные месяцы прошлого года лидировала по объему поставок тихих вин в Россию.
В прошлом году россияне выпили на 5% больше «винодельческой продукции», чем в 2022 г., и потребление восстановилось до уровня спокойного 2021 года — 98,8 млн дал. Произошло это именно за счет импорта, так как производство внутри страны за год упало на 12% до 57,4 млн дал. Одной из основных причин стало дальнейшее снижения спроса на «винные напитки» (в них содержание винограда составляет 50%, а в классическом вине — 100%), которые производят многие российские заводы, отмечают аналитики ЦЭП. После принятия в 2020 г. закона о виноградарстве и виноделии на их этикетках появилась надпись «не является винным напитком», что оттолкнуло многих покупателей, до того не видевших разницу и предпочитавших эти напитки из-за дешевизны. В итоге производство винных напитков в прошлом году снизилось почти в 7 раз (на 86%) — до 0,6 млн дал. Еще одна важная причина падения производства — низкий урожай винограда из-за плохой погоды.
Так что рост потребления обеспечили продажи импортных вин — как из складских запасов, так и ввезенных в прошлом году (за год было импортировано 40 млн дал, на 2% больше, чем в 2022 г.). И доля импортного вина впервые за много лет выросла — на 4%, до 48% рынка, сообщала Ассоциация виноградарей и виноделов России (АВВР).
Но прогноз на этот год и для иностранных, и для российских производителей не такой радужный. Цены будут неизбежно расти за счет резкого повышения акциза. На вино он с 1 мая вырастет с 34 до 108 руб./л, а на шампанское — с 45 до 141 руб./л и продолжит расти, хоть и не так быстро.