Российская экономика начала 2024 год рекордными за три года темпами роста, отчиталось Минэкономразвития.
По оценке МЭР, в феврале ВВП РФ прибавил 7,7% год к году — величину, которой официальная статистика не видела с весны-2021. Темпы роста промышленности с 3,5% в прошлом году и 4,6% в январе ускорились до 8,5%. При стагнирующей добыче полезных ископаемых (+1,4% за январь–февраль) на фабриках и заводах обрабатывающего сектора, по данным МЭР, возник полноценный бум: в феврале выпуск на 13,5% превысил прошлогодний, а темпы роста практически удвоились по сравнению с итогом прошлого года (+7,5%).
Частично «впечатляющие цифры» объясняются календарным фактором, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: в феврале-2024 было на один рабочий день больше, чем годом ранее. Впрочем, даже если исключить эффект високосного года рост ВВП составил 5–5,5%, оценивает она. Экономическая активность подтверждается новым минимумом безработицы, указывает Орлова: в феврале он составил 2,8%.
Главным локомотивом российской экономики остаются оборонные заводы, которые в трехсменном режиме штампуют бомбы, снаряды и танки для воюющей в Украине армии. В бюджет-2024 правительство заложило рекордную с советских времен долю военных расходов — почти 30% бюджета, или 10,8 трлн рублей.
Судя по всему, эти деньги в виде авансов хлынули на предприятия ОПК, пишут аналитики MMI: выпуск «металлических изделий», согласно Росстату, в феврале подскочил на 51,5% год к году, «электронных изделий» — на 47,2%, «прочего транспорта» — на 38,6%. Все эти категории в официальной статистике включают военную продукцию.
Выпуск военной техники, вооружения, средств защиты, радиоэлектронной борьбы, комплектов медицинского оборудования для использования в том числе в полевых условиях, военной экипировки — увеличен в разы, отчитывался перед Госдумой 3 апреля премьер Михаил Мишустин. «По автомобилям и бронетанковому вооружению (рост выпуска. — ТМТ) — втрое, по средствам поражения — в семь раз, по технике связи, радиоэлектронной борьбы и разведки — в девять раз», — хвалился Мишустин.
Хотя президент России Владимир Путин утверждает, что у него нет намерения переводить экономику на военные рельсы, на деле именно война позволяет Кремлю избежать экономического коллапса, считает Рено Фукар, экономист Университета Ланкастера. «У российского режима нет мотивации заканчивать войну и иметь дело с экономической реальностью. Он не может позволить себе ни выиграть войну, ни проиграть. Его экономика сейчас полностью настроена на продолжение долгого и все более кровавого конфликта», — считает Фукар.