Бум инвестиций в недвижимость сходит на нет по мере того, как иностранные компании распродают российские активы.
Инвестиции в недвижимость России за первый квартал составили 86 млрд рублей — это на 39% меньше, чем годом ранее, и на 11% меньше, чем даже в первые три месяца 2022 г., сообщили аналитики консалтинговой компании IBC Real Estate. В реальном и долларовом выражении спад еще глубже: инфляция за два года составила 20%, примерно на столько же вырос и курс доллара.
Аналитики IBC Real Estate связывают провал с высокой ключевой ставкой: за ней подскочили и ставки по кредитам, ограничив возможности девелоперов привлекать заемное финансирование. Другая причина — завершение распродажи активов иностранных компаний, покинувших российский рынок, указывают эксперты. В прошлом году на такие сделки пришлась почти треть всех вложений в российскую недвижимость, а в этом — всего 5%.
С начала года, по данным IBC Real Estate, была только одна такая сделка — чешская JetBrains продала бизнес-центр Space в Санкт-Петербурге площадью 36,3 тыс. кв м российской сети товаров для дома, компании «Петрович».
В таких условиях рынок формируют прежде всего крупные девелоперы, занимающиеся жилищным строительством, и структуры, связанные с государством. Так, в число десяти крупнейших сделок, по подсчетам консультантов, вошли приобретение группой Sminex Алексея Тулупова (бывший партнер основного владельца группы ПИК Сергея Гордеева) территории бизнес-центра «Московский шелк» — это 5,8 га в Хамовниках — за 20–24 млрд рублей, а также покупка структурами группы «Самолет» 6,6 га в Коммунарке у «Мосинжпроекта» за 3,5 млрд руб. А УК «Современные фонды недвижимости» (бывшая «Сбер фонды недвижимости»), стала владельцем складского комплекса на 128 000 кв. м, купив его у PNK Group. Структуры «Газпрома» приобрели гостиничный проект почти на 25 000 кв м в самом центре Санкт-Петербурга, на Марсовом поле у «Лотос отелей» за 4-5 млрд руб.
«Сейчас активнее прочих себя ведут структуры или с большими оборотами и запасом прочности или те, кто „поднялся“ на госзаказах и импортозамещении, вроде „Петровича“, расширяющего свою деятельность после ухода или замедления иностранных конкурентов в сегменте товаров для ремонта и дома», — рассуждает консультант одной из брокерских компаний.