Российская финансовая система не может преодолеть трудности с расчетами во внешней торговле, резко обострившиеся после декабрьского указа президента США Джо Байдена, позволившего вводить вторичные санкции в отношении иностранных финансовых организаций за помощь России.
Банки «дружественных» стран с конца 2023 года стали чаще отказывать российским компаниям в проведении платежей, заявил Андрей Костин, президент госбанка ВТБ, второго по размеру в России: «После ужесточения режима вторичных санкций в конце прошлого года резко возросло количество отказов в проведении платежей от комплаенс-контроля без разъяснения причин. Это касается прежде всего банков дружественных юрисдикций».
«Если год назад перед нами стояла задача исключить из транзакционных маршрутов участников SDN (тех, кто попал под самые жесткие санкции. — ТМТ) и не использовать SWIFT, то сейчас центральной проблемой становится собственно география. Как только товар идет оттуда или туда (из или в Россию. — ТМТ) — загорается „стоп“, независимо от лояльности конкретного банка или юрисдикции и санкционного статуса российского участника сделки», — пожаловался Костин.
Проблемы касаются расчетов не только в «токсичных» долларах, евро и валютах других западных стран, но и «дружественных» валют. После указа Байдена резко ограничили операции с Россией банки Турции, Китая, ОАЭ и других стран. Это затрудняет возврат в страну экспортной выручки и перечисление денег за импорт, который теперь весь осуществляется по предоплате. Например, китайские банки (а эта страна стала главным торговым партнером России) могут месяц, а то и дольше, обрабатывать платеж, запрашивая все новую и новую информацию. От работы с российскими клиентами отказался даже китайский банк, созданный специально для торговли с санкционным Ираном и находящийся под санкциями США.
«Увеличиваются сроки платежей, растут комиссии. Возрос объем запрашиваемой документации, особенно по критически важным товарным группам — электроника, компьютеры, высокоточные станки и оборудование», — перечисляет глава ВТБ.
Для торговли с Китаем Костин предложил использовать в качестве расчетного банка местный филиал ВТБ, который «работает в полностью закрытом контуре и в состоянии взять на себя функцию основного расчетного банка в юанях для обслуживания двусторонней торговли». Он, однако, не справляется с наплывом желающих открыть счета: очередь растянулась на месяцы, иногда — до полугода, сообщал Reuters.
Среди других возможных решений проблемы Костин назвал развитие платежной инфраструктуры на территории третьих стран, использование аффилированных банков и разных агентских схем, в рамках которых оплата может осуществляться в том числе криптовалютами. По его словам, «крупные экспортеры, как правило, пользуются сетью доверенных трейдеров, а все остальные, включая крупнейшие банки, обращаются к услугам независимых компаний-посредников». В ближайшее время этот канал останется наиболее востребованным, уверен госбанкир.